Министерством здравоохранения РК разработан и вынесен на обсуждение проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» (Закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании»), сообщает Учет.kz.
Обсуждение проекта продлится до 22 мая 2024 года. Свои комментарии и замечания можно оставлять на портале "Открытые НПА".
Целью проекта Закона является ужесточение регулирования путем увеличения верхнего предела ежемесячного дохода (объекта), принимаемого для исчисления отчислений работодателей и взносов работников, а также исчисления отчислений и взносов с единого платежа на обязательное социальное медицинское страхование с 10 МРЗП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете до 50 МРЗП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Увеличение верхнего предела базы для исчисления отчислений работодателей и взносов работников, а также исчисления отчислений и взносов с единого платежа планируется с 1 января 2025 года.
Проектом Закона в Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании» внесены следующие изменения и дополнения:
Сравнительная таблица
к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения»
№ |
Структурный элемент |
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
1 |
Подпункт 2-1) пункта 1 статьи 17 |
Статья 17. Государственная корпорация
1. Государственная корпорация в системе обязательного социального медицинского страхования осуществляет следующие виды деятельности, относящиеся к государственной монополии: .... 2-1) осуществляет возврат плательщику единого платежа суммы, превышающей размеры взносов и отчислений в фонд, исчисленных от 10-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, в порядке, определяемом уполномоченным государственным органом в области социального обеспечения по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, а также уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, и уполномоченными государственными органами по государственному планированию, в области здравоохранения и области цифрового развития; |
Статья 17. Государственная корпорация
1. Государственная корпорация в системе обязательного социального медицинского страхования осуществляет следующие виды деятельности, относящиеся к государственной монополии: .... 2-1) осуществляет возврат плательщику единого платежа суммы, превышающей размеры взносов и отчислений в фонд, исчисленных от 50-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, в порядке, определяемом уполномоченным государственным органом в области социального обеспечения по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, а также уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, и уполномоченными государственными органами по государственному планированию, в области здравоохранения и области цифрового развития; |
2 |
Часть вторая пункта 2-1) статьи 27 |
Статья 27. Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование … 2-1. Объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, являющегося субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), выплачиваемые в виде дохода работнику, предусмотренного статьей 322 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс). При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений с единого платежа, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. |
Статья 27. Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование … 2-1. Объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, являющегося субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), выплачиваемые в виде дохода работнику, предусмотренного статьей 322 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс). При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений с единого платежа, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. |
3 |
Часть вторая пункта 5-1 статьи 28 |
Статья 28. Взносы на обязательное социальное медицинское страхование 5-1. Объектом исчисления взносов работников, предусмотренных подпунктом 2-1) пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, подлежащих уплате в фонд, является доход работника, предусмотренный статьей 322 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), начисленный работодателем, являющимся субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс). При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов с единого платежа, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. |
Статья 28. Взносы на обязательное социальное медицинское страхование 5-1. Объектом исчисления взносов работников, предусмотренных подпунктом 2-1) пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, подлежащих уплате в фонд, является доход работника, предусмотренный статьей 322 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), начисленный работодателем, являющимся субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс). При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов с единого платежа, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете |
4 |
Пункт 3 |
Статья 29. «Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов» 3. Ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. При уплате взносов с суммы дохода, равной 10-кратному минимальному размеру заработной платы, установленному на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, уплата взносов с других доходов физического лица при наличии документа, подтверждающего уплату таких взносов, не требуется. Таким документом является справка о суммах полученных доходов, исчисленных и уплаченных взносов, выданная работодателем и (или) налоговым агентом. Требования настоящего пункта не распространяются на физических лиц, являющихся: 1) самостоятельными плательщиками. |
Статья 29. «Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов» 3. Ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. При уплате взносов с суммы дохода, равной 50-кратному минимальному размеру заработной платы, установленному на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, уплата взносов с других доходов физического лица при наличии документа, подтверждающего уплату таких взносов, не требуется. Таким документом является справка о суммах полученных доходов, исчисленных и уплаченных взносов, выданная работодателем и (или) налоговым агентом. Требования настоящего пункта не распространяются на физических лиц, являющихся: 1) самостоятельными плательщиками. |
Однако граждане и предприниматели с первых дней обсуждения проекта высказались против изменений. На что ФОСМС дал дополнительные разъяснения:
На начальном этапе внедрения ОСМС был предусмотрен верхний предел по доходу работника, с которого могут производиться взносы и отчисления в систему обязательного соцмедстрахования. Его размер на сегодняшний день не превышает 10 минимальных заработных плат (МЗП). То есть взносы могут взиматься только с дохода до 850 тысяч тенге. С дохода выше взносы не производятся.
Что изменится?
Для обеспечения принципа справедливости «от каждого по возможностям, каждому по потребностям» Министерством здравоохранения предложено с 2025 года повысить верхний предел с 10 до 50-кратного размера МЗП. По такому же принципу работает пенсионная система, где верхний предел составляет 50-кратный минимальный размер заработной платы.
Зачем повышать верхний предел по доходу?
Сегодня в казахстанской модели ОСМС применяется регрессивное распределение средств. То есть чем меньше доход, тем выше вклад в процентах от дохода. В справедливой системе люди с низкими доходами не должны платить больше, чем люди с большими доходами. Поэтому предлагаемая норма – увеличение верхнего предела до 50 МЗП - предусматривает более справедливое распределение ответственности за расходы на здоровье.
Если говорить цифрами
Сейчас: Работники со средней зарплатой в 300 тыс. тенге оплачивают взнос на ОСМС 6 тыс. тенге.
При доходе в 1,5 млн тенге, что в 5 раз выше средней зарплаты, срабатывает верхний предел в 10 МЗП (850 тыс. тенге), поэтому взнос не превышает 17 тыс. тенге, или 1,1% от дохода.
С дохода в 3 млн тенге, что уже в 10 раз выше средней зарплаты, взнос на ОСМС остается таким же - 17 тыс. тенге, или 0,6% от дохода.
После изменений: Верхний предел с учетом размера МЗП на 2024 год составит 4,2 млн тенге. Чем выше доходы, тем выше ответственность.
Скольких казахстанцев коснется эта мера?
В пять раз взносы на ОСМС увеличатся только для 2,3 тысячи работников, чей доход составляет выше 4 млн 250 тыс. тенге. Это 0,04% всех наемных работников по стране.
В целом данная норма затронет 9% наемных работников, имеющих доходы свыше 850 тыс. тенге. Для 91% работников ничего не изменится.
Что с этого всего получат обычные казахстанцы?
Увеличение отчислений позволит увеличить объемы финансирования расходов на здравоохранение. Сюда относятся и профилактика, и диагностика, и лечение. Станут больше доступны медицинские услуги, внедрение технологий позволит на ранних стадиях предупреждать болезни или позволит спасти жизни.
На сегодняшний день система здравоохранения все еще продолжает сталкиваться с хроническим недофинансированием, что в целом отрицательно влияет на организацию медицинской помощи, качество и доступность медицинской помощи, а также в целом финансовую устойчивость системы здравоохранения и ОСМС.