Учёт

Меры, реализуемые по поручению Главы государства в Послании

1075
Сегодня, 29 сентября, на пресс-конференции на площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК говорили О мерах по реализации поручений Главы государства в Послании. Спикером выступал вице-министр финансов РК Биржанов Ержан Ерикович, сообщает Учет.kz.



Поручения Главы государства в компетенции Министерства финансов:

  • совершенствование налогового и таможенного администрирования;
  • переход к дифференцированным налоговым ставкам;
  • полная цифровизация налогового контроля;
  • завершение интеграции налоговой и таможенной информсистем;
  • выстраивание новой системы государственных закупок;
  • разработка новых Налогового и Бюджетного кодексов.

По словам Ержана Биржанова, на сегодня уровень цифровизации Минфина можно охарактеризовать следующими проектами:

Мобильные приложения для налогоплательщиков

Мобильным приложением Е-Salyq Azamat пользуются физические лица. На сегодня 1,5 млн граждан являются пользователями данного приложения.

Приложение создано для удобства оплаты налогов на собственность (налоги на имущество, землю и транспорт).

С помощью Е-Salyq Azamat:

  • в рамках всеобщего декларирования представлено порядка 580 тыс. деклараций, или 44%;
  • оплачено более 200 млн тенге налогов и платежей.

Планируются доработки:

  • подача жалобы за невыдачу чеков и отказ в приеме банковской карты (акция «Гражданский контроль – требуй чек»);
  • просмотр лицевых счетов;
  • представление пассажирской, таможенной декларации и др.

Мобильное приложение E-Salyq Вusiness создано для индивидуальных предпринимателей. На сегодня 439 тысяч ИП пользуются данным приложением.

В приложении реализован следующий функционал:

  • упрощенный порядок регистрации в качестве ИП;
  • выбор или смена налогового режима;
  • выдача чека без применения ККМ и оплаты услуг операторов фискальных данных;
  • получение различных справок.

Планируются доработки:

  • создание сервиса предварительного заполнения упрощенной декларации (форма 910);
  • интеграция с интернет-платформами по услугам такси и доставки.
Электронное таможенное декларирование

ИС «АСТАНА-1» показала свою эффективность. В ИС «АСТАНА-1» 100% таможенных деклараций выпускаются в электронном виде. 82% деклараций на товары выпущены автоматически за 1 минуту (3,8 млн из 4,6 млн ДТ).

На портале «Единое окно» по экспортно-импортным операциям автоматизированы таможенные услуги и разрешительные документы для таможенной очистки. Среднее время услуг сокращено с 30 до 5 дней.

В системе управления рисками неэффективные критерии заменяются актуальными и более объективными.

В целом эти системы интегрированы в Национальную систему прослеживаемости товаров. Более того, выстроена система контроля товаров по всей цепочке от импорта до конечного потребителя.

Эффект от вышеуказанных мероприятий:

  • создание новых возможностей и благоприятных условий для ведения бизнеса;
  • внедрение новых цифровых продуктов;
  • увеличение доходов бюджета.

Сервисная модель взаимодействия государства с предпринимателями

Для дальнейшего совершенствования налогового администрирования в настоящее время активно прорабатывается вопрос перехода на сервисную модель взаимодействия государства с предпринимателями:

  • расширение сервисов посредством API;
  • передача услуг на аутсорсинг (БВУ, негосударственный финсектор, "Правительство для граждан");
  • PUSH-уведомление о налогах;
  • списание налогов в один клик;
  • предзаполнение и автоматическое декларирование.

В результате предприниматели и бухгалтеры будут меньше времени тратить на документооборот, разного вида отчеты и споры с госорганами и больше - на развитие.

Будут использованы интернет-платформы

Сегодня трудовые взаимоотношения переходят в электронный формат, и поэтому госорганы должны предоставить адекватный сервис.

Пандемия показала, что большое количество физических лиц оказывают услуги через онлайн-платформы (Yandex, Glovo, Wolt).

В этой связи нами рассматривается вопрос проведения пилотного проекта в сфере платформенной занятости совместно с Министерством труда.

В рамках пилота при прохождении упрощенной регистрации в качестве ИП в мобильном приложении E-salyq Business налоги будут удерживаться интернет-платформой.

В случае успешного завершения пилота мы сможем его внедрить как законодательную норму.

Налогоплательщик простым способом сможет исполнить налоговое обязательство либо самостоятельно (в Е-Salyq Azamat), либо автоматически через оператора интернет-платформы.

Дистанционный налоговый контроль

С учетом автоматизации имеющихся систем (ЭСФ и СУР) будут меняться подходы по камеральному контролю, в том числе по градации налогоплательщиков и возврату НДС.

МФ - сервис-ориентированный орган и стремится к созданию максимально простых процедур администрирования и понятных процессов исполнения налоговых обязательств.

В рамках нового Налогового кодекса будут пересмотрены подходы возврата НДС без проведения проверки по системе управления рисками (СУР) для всех категорий экспортеров.

При заполнении налоговой отчетности налогоплательщику будет предлагаться альтернативный вариант выбора суммы доходов и расходов, рассчитанных на основе имеющихся данных, что исключит арифметические ошибки при сдаче отчетов.

Переходим на цифровые решения, такие как горизонтальный мониторинг, которые позволят перейти на качественно новый уровень удаленного взаимодействия.

Дистанционное взаимодействие позволяет существенно снизить налоговые риски (пени и штрафы), а также избежать длительных споров по итогам налоговых проверок.

На сегодня досудебно урегулированы вопросы по шести субъектам на общую сумму 62 млрд тенге налогов, что позволило сэкономить порядка 40 млрд тенге на штрафах.

Предложения в новый Налоговый кодекс

Рабочая группа уже приступила к разработке нового Налогового кодекса, в рамках которой МФ будет тесно работать и с бизнесом, и населением для выработки консолидированных решений.

Со стороны Минфина в МНЭ направлены соответствующие предложения, в том числе по вопросам:

  • переход к дифференцированным налоговым ставкам в разных секторах экономики;
  • упрощения специальных налоговых режимов с целью минимизирования рисков уклонения от уплаты налогов;
  • недопущения намеренного дробления организаций с целью снижения налоговой нагрузки;
  • расширения применения розничного налога с адекватными ставками и простыми процедурами;
  • рассмотрения возможности введения «налога на роскошь».

Формируется проект концепции по новой налоговой политике до 2030 года, которая ляжет в основу нового Кодекса.

Новое в таможенном администрировании

Для целей автоматизированного мониторинга таможенных операций планируется применение искусственного интеллекта для анализа рентген-снимков инспекционно-досмотровых комплексов, описательной части таможенных деклараций.

Тем самым будет исключен человеческий фактор при принятии решений.

Кроме того, налаживается обмен информацией с КТЖ и другими перевозчиками.

С соседними странами осуществляется обмен предварительной информацией.

Производится постоянная сверка статистики. Когда импортер или транзитник подъезжает к границе, специалист уже видит, какой он везет товар, у кого он его купил, какова стоимость товара.

В этом и заключается эффект присутствия госоргана.

Модернизация таможенной инфраструктуры

Планируется внедрение интегрированного таможенного контроля по принципу одного окна. Дальнейшая модернизация таможенной отрасли развивается по следующим двум направлениям.

Первое. Проводится модернизация таможенной инфраструктуры путем создания и реконструкции пунктов пропуска (9 авто и 1 Ж/Д) на внешней границе ЕАЭС:

  • снижение финансовых затрат участников ВЭД и улучшение бизнес-климата в стране;
  • увеличение пропускной способности до 8 раз (с 1 000 до 8 400 ТС в сутки), сокращение времени прохождения границы (с 2 часов до 25 минут);
  • развитие транзитного потенциала и обеспечение прозрачности таможенных процессов.

Второе. Создано Главное диспетчерское управление путем объединения Ситуационного центра и Центра электронного декларирования Комитета госдоходов.

В управлении сконцентрирован контроль и автоматизированный мониторинг пересечения границы, исключен человеческий фактор и минимизированы коррупционные риски.

В перспективе КГД отойдет от практики распознавания снимков ИДК инспектором, а будет использовано программное обеспечение с искусственным интеллектом.

Планомерно внедряется система электронной очереди на пунктах пропуска.

Переход на новые информсистемы налогового и таможенного контроля

Во исполнение поручений Главы государства будет завершена полноценная интеграция налоговой и таможенной информационных систем (июль 2023 года).

В настоящее время ведутся работы по реализации двух информсистем – "Интегрированная система налогового администрирования" (ИСНА) и "Интегрированная база данных" (ИБД).

Предусматривается замена 7 устаревших систем и создание единой базы данных (в том числе из других госорганов).

Действующие интеграции между налоговыми и таможенными системами перейдут в новые информсистемы.

В целом внедрение новых информсистем позволит развить имеющуюся инфраструктуру, обеспечить стабильность работы системы при высоких нагрузках и увеличить максимальное количество пользователей.

Закон «О государственных закупках»

Проводится анализ правоприменительной практики вступившего в этом году в силу Закона «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора».

Основной целью нового Закона «О государственных закупках» определен приоритет качества над минимальной ценой закупаемых товаров, работ и услуг.

Создана рабочая группа из числа депутатов Парламента, представителей заинтересованных государственных органов, бизнеса и международных организаций.

Ведется сбор предложений от заинтересованных сторон.

Построение новой системы государственных закупок мы видим в следующем:

  • повышение качества закупаемых товаров, работ и услуг путем перехода от ценовых критериев к качественным параметрам. Будет усовершенствована система отбора квалифицированных поставщиков;
  • упрощение процедур закупок посредством сокращения сроков, автоматизации бизнес-процессов, предоставления заказчикам большей самостоятельности и усилением их ответственности, снижения репрессивности системы контроля;
  • обеспечение равного доступа к закупкам за счет равномерного распределения государственных контрактов и исключения «заточек» путем создания базы типовых технических спецификаций;
  • госзакупки и закупки субъектов квазигосударственного сектора будут переведены на единую платформу.

Сейчас участники госзакупок проверяются по налоговой и таможенной системам. Однако есть и другая сторона – это те преференции, которые даются этим же хозяйствующим субъектам.

Уже начал применяться к участникам госзакупок так называемый кросс-контроль. Если условно налогоплательщик в зоне риска по налоговым или таможенным обязательствам, то его должны рассматривать как рисковую часть госзакупок.

Другими словами, на основе интегрированного контроля Минфин следит как за доходами бюджета, так и за расходами.

Новый Бюджетный кодекс

В данный момент по поручению Главы государства стартовала работа по разработке нового Бюджетного кодекса.

В целом данную работу координирует Министерство национальной экономики.

В рамках проекта предполагается проработка новых подходов по следующим основным направлениям:

  • упрощение бюджетных процедур;
  • закрепление норм о предельных параметрах бюджетной политики;
  • определение целевого назначения расходов, финансируемых за счет средств Нацфонда;
  • предоставление права доиспользования бюджетных средств в следующем финансовом году;
  • дальнейшая децентрализация регионов путем передачи отдельных видов поступлений (КПН или НДС) и расходов на местный уровень.

Принятие проекта нового Бюджетного кодекса планируется в конце 2023 года после всесторонней проработки проблемных вопросов и выработки вышеуказанных подходов.