«В настоящее время все предприятия-недропользователи работают на основе устаревших геологических данных, которые на современном этапе требуют дополнительных изучений как самих запасов урана, так и геологического строения его месторождений. Кроме того, после принятия Кодекса «О недрах и недропользовании» компетенцией по разведке месторождений твёрдых полезных ископаемых, в том числе урана, наделено Министерство индустрии и инфраструктурного развития, а по добыче - министерство энергетики», - объяснила депутат Ирина Унжакова, представляя законопроект.
В результате такого разделения полномочий, у недропользователей возникли затруднения в выполнении контрактных обязательств. Поэтому законопроектом предлагается внести дополнения в статьи 173, 176 и 278, которые позволят:
- «урегулировать условия и процедуры продления периода добычи урана;
- в соответствии с проектом разработки месторождения проводить доизучение (доразведку) участка в период добычи урана и в пределах контрактной территории;
- при обнаружении новой залежи или совокупности залежей урана, производить их оценку в рамках дополнения к проекту разработки месторождения или к проекту опытно-промышленной добычи урана;
- определить уполномоченный орган в области добычи урана компетентным органом по контрактам на разведку урана, заключенным до введения в действие Кодекса «О недрах и недропользовании».
«В статью 173, регулирующую условия продления периода добычи урана, вносятся нормы о том, что если по итогам доизучения и оценки ресурсов, прирост запаса месторождения составит 30 и более процентов от первоначального объёма, то в положения контракта недропользователя, должны быть включены обязательства по реализации в регионе социально-экономического проекта», - пояснила Унжакова.
Она напомнила, что с 1 января 2019 года Налоговым кодексом Республики Казахстан отменена оплата бонуса коммерческого обнаружения в размере 1%, поэтому в «настоящее время, при приросте запасов, недропользователь не производит выплаты, которые ранее использовались на социальные нужды региона».
«Поэтому мы считаем справедливым введение социальных обязательств при обнаружении существенного прироста запасов месторождения», - отметила она.
Кроме того, вносятся поправки в статью 182, заменяя индикатор «физические показатели» на «объемы добычи» урана.
«Изменение такого физического показателя как давление в скважинной трубе не должно создавать бюрократическую нагрузку на недропользователя по внесению изменений и дополнений к утвержденным проектам», - пояснила Унжакова.
Также депутаты предлагают расширить перечень базовых проектных документов, который в настоящее время включает в себя проекты разработки месторождений урана и проекты его опытно-промышленной добычи.
«Предлагается дополнить его проектом ликвидации последствий добычи урана, который должен содержать мероприятия по ликвидации всех технологических объектов. Такая практика существует, но в проекте закона ей придаётся обязательный правовой статус в связи с тем, что это напрямую связано с обеспечением радиационной безопасности и для населения, и для окружающей среды», - пояснила Унжакова.
Законопроект передан в профильный комитет мажилиса для подготовки ко второму чтению.