Учёт

Логистический бизнес на грани выживания. Куда смотрит государство?

2907

Логистика – всегда считалась одним из наиболее успешных направлений бизнеса. Логистические компании занимаются разработкой идеального маршрута для перевозки грузов с минимальными затратами. При этом в соответствии с правилами логистики, товар должен быть доставлен в нужные временные рамки. Что же происходит сейчас? На данный момент - это один из наиболее «нервозных» видов бизнеса, по крайней мере, в Казахстане. Застрявшие вагоны на границе с Китаем, заброшенные, простаивающие грузы, срывы поставок, невыполненные обязательства, испорченный товар, штрафы - все это не сказки, а страшная реальность.

Из первых уст Учет.kz решил узнать, как обстоят дела в секторе. Директор компании FERROCARRIL COMPANY Диханбаев Руслан Ермекович рассказал, как компания проживает этот период.


- Руслан Ермекович, здравствуйте! Расскажите немного о вашей компании.

- Приветствую! FERROCARRIL – это транспортно-экспедиторская компания с широким спектром логистических услуг. С 2011 года успела зарекомендовать себя на рынке как профессионал своего дела. У компании в собственности подвижной состав вагонов, крытые и термоса. FERROCARRIL также занимается ремонтом вагонов по СНГ, осуществляет дислокацию (поиск) вагонов в реальном времени по СНГ, занимается выделением плана погрузо-/разгрузочных работ склада СвХ, осуществляет отстой вагонов.

FERROCARRIL является плательщиком железнодорожных тарифов по Казахстану (импорт/ экспорт, транзит), есть прямые контракты на оплату железнодорожных тарифов по России, Узбекистану, Кыргызстану, Туркменистану, Таджикистану, Афганистану, Украине, Монголии, Белоруссии, Латвии, Литве, Азербайджану и Грузии.

- В какие регионы направлены самые крупные грузопотоки продукции? Какие направления наиболее динамично развиваются сейчас?

- На данный момент самые крупные грузопотоки продукции у нас по Казахстану, в Узбекистан, Афганистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан. С неплохой силой развиваются направления в Монголию, Россию и Азербайджан.

В целом у компании FERROCARRIL заключены прямые контракты с производственниками по РК - это АО «Лотте РАХАТ», АО «МАЙ», АО «ЕФК», ТОО «RG Brands Kazakhstan». Также осуществляем перевозки грузов таких компаний, как ROSHEN, Borjomi, ТОО «ПРИМА ДИСТРИБЬЮШН» и других. Осуществляем еженедельную доставку консолидированного груза с Москвы до Алматы в фурах.

- Работаете ли вы с Китаем? Как сейчас обстоят дела на пунктах пропуска с Китаем?

- Китай не является для нашей компании приоритетным направлением, и как показала ситуация текущего года - это очень хорошо. В этом году было отправлено не так много вагонов в Китай, однако они застряли, не дойдя до пункта назначения, и это не лучшим образом влияет на наш бизнес. На текущий момент ситуация складывается следующим образом: вагоны с пшеницей отправлены в конце мая 2021 года и до сих пор не дошли до станции выгрузки Достык (эксп.), далее в Китай. И это уже длится порядка пяти-шести месяцев. Их попросту бросили на станции Казахстана в 150-300 км до станции назначения. Еще часть стоит на самой погранпереходной станции Достык (эксп.).

- Какая причина задержки грузов, по вашему мнению, и когда произойдут сдвиги?

- Когда произойдут сдвиги, неизвестно. Станции Казахстана отвечают, что не принимает китайская сторона, китайская сторона в свою очередь просто молчит. А заказчик, непосредственно нашей компании, по данному вопросу ссылается на то, что ответственность несёт перевозчик, т.е. КТЖ. В итоге никто не берет ответственность за инцидент, а убытки несут компании Казахстана и, вероятно, Китая  тоже, т.е. бизнес, и наша компания в том числе. Ведь у некоторых грузов существуют сроки доставки, есть скоропортящиеся товары и т.д. Скоро дойдем до того, что бизнес будет нести миллионные убытки. На моей памяти, это самый крупный случай такого характера за последние 15 лет. Считаю, что таким образом китайская и казахстанская стороны пытаются померяться силой. Скорее всего, это сугубо политика.

- Существует ли такая проблема с другими приграничными странами?

- На данный момент мы не чувствуем на своих перевозках какого-либо давления со стороны других стран. Ранее имелись некоторые проблемы на границах между Азербайджаном и Турцией, Украиной и Россией, Узбекистаном и Афганистаном, но они давно урегулированы, и продолжались не так долго, как сейчас с КНР.

- Расскажите, как ситуация на границе с КНР и пандемия, в целом, повлияли на развитие сектора?

- Ну что сказать, конечно, данная ситуация по КНР загоняет нашу компанию в долги по обязательствам, по аренде вагонов перед партнером и чем дальше, с каждым днём, тем больше наша задолженность перед ним. Я думаю, что не только у нас такие проблемы. С этим столкнулось множество предпринимателей Казахстана. И ведь данный случай не является форс-мажором, и не было возможности предвидеть такую ситуацию, чтобы хоть как-то урегулировать ее иным путём, нежели выплата штрафов.

Кроме того, пандемия, безусловно, внесла свои коррективы, как в прошлом, так и в текущем годах, да и вообще в работу компании в целом - образовался кассовый разрыв, не хватает оборотных средств и многое-многое другое. Перевозки в период пандемии уменьшились, стоимость опустилась, так как пошла борьба за выживание между компаниями по предоставлению аналогичных услуг, и далее проходила вялотекущая динамика перевозок после отмены локдауна. По сей день крупные производственники оплачивают деньги за оказанные услуги с большими задержками. Сейчас далеко непростой период для бизнеса - убытки за 2020 год колоссальные!

- Как думаете, что ждет логистический сектор в будущем в Казахстане, возможно с учетом поддержки государства?

- Я считаю, если бизнес не «кошмарить», ситуация постепенно нормализуется. Учитывая историю, логистика в Казахстане будет востребована ещё долгие годы - все мы помним про Великий шелковый путь. Что касается Китая, грузоперевозки с соседней страной будут осуществляться всегда. Сейчас же хотелось бы, чтобы Казахстан и Китай договорились и разрешили, наконец, эту неприятную ситуацию.

На данный момент весь казахстанский бизнес ждет, чтобы государство регулировало вопросы логистики, доставки грузов, обеспечивало беспрепятственный переход через границу. Такие критичные вопросы для бизнеса необходимо решать не в течение пяти-шести месяцев, а то и больше, а намного раньше. А в случае, если такое все же происходит, перевозчик (КТЖ) должен компенсировать затраты перед бизнесом на основании нарушенных сроков доставки грузов. А как сейчас? А сейчас выходит так: напринимали к перевозке грузы с вагонами, мы - бизнесмены, заплатили им заранее за это деньги, а осуществить и выполнить свои функции КТЖ не может. А вот если бы было наоборот, если бы собственник вагонов не заплатил или не выполнил свои обязательства перед КТЖ, то уже давно бы штрафами закидали. Почему такая несправедливость?

По факту получается, что бизнес со своими проблемами никому не нужен: ни со стороны государства, ни со стороны перевозчика! Сейчас у компаний куча штрафов, срывов договоренностей, неисполненных обязательств, но при этом налоги платить нужно вовремя. А еще есть сотрудники, им тоже нужно платить зарплату. Хотелось бы, чтобы государство регулировало вопросы с застрявшими грузами на границе, больше ничего не нужно. Ну а пока, бизнес буквально выживает, хоть мораторий на проверки со стороны ведомств не отменили, а так бы уже давно закрылись!

- Я надеюсь, что государство все-таки вмешается, и как-то разрешит ситуацию на границе с Китаем, и бизнес снова вздохнет полной грудью. А вашей компании желаю успехов и процветания!