Учёт

Когда налоговики превышают свои полномочия

2265

В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» состоялся Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции под председательством Каирбека Сулейменова. В нем приняли участие представители госорганов, бизнеса и ассоциаций. На Совете рассмотрены отдельные ограничения предпринимательской деятельности в сфере налогового администрирования, сообщает Учет.kz.

Открывая Совет, Каирбек Сулейменов подчеркнул, что государством проводится последовательная и целенаправленная работа по совершенствованию налоговой политики. Вместе с тем, фискальная сфера остается одной из коррумпированных областей экономики. В целом, Министерство финансов одно из лидеров по числу коррупционных преступлений ( второе среди министерств). Коррупционные риски в системе налогового администрирования связаны с громоздкой и противоречивой правовой регламентацией, непоследовательной правоприменительной практикой. Это создает ограничения для развития предпринимательства.

Во всех регионах страны одним из проблемных вопросов в сфере налогового администрирования является признание сделок недействительными и доначисление налогов контрагентам налогоплательщика, чья государственная регистрация или перерегистрация признана недействительной. 

Признание налоговыми органами сделок сомнительными без судебного рассмотрения влечет признание не подлежащих вычету затрат предприятий и явно выходит за пределы полномочий должностных лиц, так как относится к компетенции суда. Эти действия должностных лиц влекут необоснованное привлечение налогоплательщиков к материальной ответственности, нарушают права и законные интересы предпринимателей.

Однако, практика по обжалованию решений налоговых органов по таким  вопросам серьезно разнится. Проблема заключается в том, решение суда о признании недействительной регистрации либо перерегистрации налогоплательщика является основанием для признания органами государственных доходов всех заключённых этим налогоплательщиком сделок с контрагентами сомнительными.    


«Предприниматель должен доказывать свою невиновность, что противоречит конституционному принципу презумпции невиновности, согласно которому вина бизнесмена по уклонению от уплаты налогов и других платежей должна быть доказана государством», – отметил председатель Совета Каирбек Сулейменов.


К примеру, в случае несвоевременной сдачи какой-либо формы налоговой отчетности по любым причинам: заболел бухгалтер, сломался компьютер, завис электронный портал КГД, отсутствует интернет и других, налогоплательщику придется выложить круглую сумму в виде штрафа (по 272 статье КоАП на первый раз – предупреждение, в случае повторной несвоевременной сдачи налоговой отчетности – от 90 до 270 тыс тенге за каждую просрочку). И, неважно, что налоги своевременно и в полном объеме уплачены по установленной форме отчетности.  


«За 9 месяцев 2021 года по главе 16 КоАП налоговыми органами возбуждено почти 112 тысяч административных дел, 57% из которых приходится на одну статью - ст. 272 непредоставление налоговой отчетности, документов, необходимых для определения финансовой прибыли контролируемой иностранной компанией, а также представление неполных, недостоверных сведений в налоговой отчетности», - написал на своей страничке в Facebook заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Ербол Устемиров.

      

Практика показывает, суды полностью занимают позицию налоговиков, о чем свидетельствует практически полное удовлетворение заявлений органов госдоходов, доказательства фактического исполнения финансово-хозяйственных операций игнорируются. Это можно расценивать как приоритет защиты государственных интересов перед частными. Так, за 2018-2020 годы 93% (3 758 дел) по признанию безтоварных сделок недействительными судами вынесены в пользу налоговых органов.    

Еще одной из проблем для бизнеса является неверное толкование норм Налогового кодекса и Налоговых конвенций, что ставит под угрозу деятельность многих компаний. Сформированная в связи с этим правоприменительная практика носит противоречивый характер. Это, в целом, не соответствует принципу определенности налогообложения, то есть возможности установления оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств.


«Государством проводится последовательная и целенаправленная работа  по совершенствованию налоговой политики для стимулирования экономики, основанной на конкурентоспособном не сырьевом секторе, качественных инвестициях. Вместе с тем, факты неправильного применения норм законодательства еще имеют место и влекут необоснованное применение в отношении предпринимателей материальной нагрузки, что является барьером для развития бизнеса, а в итоге создает условия для коррупции в финансовой сфере», – подытожил Каирбек Сулейменов.


Также, по информации Ербола Устемирова:

  • практика применения КГД налогового законодательства, в том числе по налогообложению роялти, неоднозначна;
  • по данным Верховного суда, после принятия АППК (административного процедурно-процессуального кодекса) доля удовлетворяемых исков на действия налоговых органов выросла на 43%;
  • на апелляционной комиссии Минфина в 2021 году рассмотрено 163 жалобы по непринятию налоговыми органами сделок с неблагонадежными контрагентами на сумму 12 млрд тенге, в пользу бизнеса принято решение по 13жалобам (8%) на сумму 482 млн тенге.

В ходе Совета были озвучены ряд рекомендаций государственным органам.