- требовать соблюдения бухгалтерскими организациями и профессиональными бухгалтерами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета, являющимися ее членами, Закона Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- сообщать уполномоченному органу по финансовому мониторингу сведения о нарушении бухгалтерскими организациями и профессиональными бухгалтерами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета, являющимися ее членами, Закона Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
1) обмен опытом и информацией;
2) координация совместных программ;
3) создание совместных рабочих групп;
4) консультирование;
5) организация встреч, конференций, семинаров.
- Провести ревизию членов ПОБ;
- Сверить с данными АФМ.
АФМ должны:
- Проводить сверку с ПОБ;
- Совместно проводить встречи по разъяснению требований ПОД/ФТ;
- Предоставлять консультацию;
- Доводить до ПОБ актуальную и необходимую информацию.
Субъекты, подконтрольные Агентству - Бухгалтерские организации и профбухгалтера (ИП и ЮЛ, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета), обязаны через
информировать об операциях, подлежащих финансовому мониторингу.Сведения и информация об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, документально фиксируются и предоставляются в АФМ субъектами финансового мониторинга электронным способом посредством выделенных каналов связи на казахском или русском языке.
Сведения и информация об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, субъектами финансового мониторинга предоставляются в следующие сроки:
-
Пороговые операции - не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения;
При признании операции в качестве подозрительной незамедлительно сообщить в уполномоченный орган о такой операции до ее проведения.
-
Не позднее рабочего дня, следующего за днем признания операции клиента, имеющей характеристики, соответствующие типологиям, схемам, способам легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, и фиксирования результатов такого признания.
-
Пороговые операции от 1 до 100 млн тенге в зависимости от вида операции.
-
Подозрительные операции в рамках утвержденных признаков подозрительной операции.
-
Операции клиента связаны с ОД/ФТ и имеющие характеристики, соответствующие типологиям, схемам ОД/ФТ.
Операции с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащим финансовому мониторингу
№ |
Наименование услуги |
Сумма |
1 |
Получение выигрыша в наличной форме по результатам проведения пари, азартной игры в игорных заведениях и лотереи, в том числе в электронной форме; |
1 млн тенге |
2 |
Операция относится к совершению ломбардами операций с деньгами, ценными бумагами, драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и иными ценностями (кроме монет национальной валюты, изготовленных из драгоценных металлов) в наличной или безналичной форме; |
3 млн тенге |
3 |
Переводы денег за границу на счета (во вклады), открытые на анонимного владельца, поступление денег из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца в наличной или безналичной форме; Купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них в наличной или безналичной форме; Зачисление или перевод на банковский счет клиента денег, осуществляемые физическим или юридическим лицом, имеющим соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в офшорной зоне, а равно владеющим счетом в банке, зарегистрированном в офшорной зоне, либо операции клиента с деньгами и (или) иным имуществом с указанной категорией лиц в наличной или безналичной форме; |
5 млн тенге |
4 |
Платежи и переводы денег, осуществляемые клиентом в пользу другого лица на безвозмездной основе, в наличной или безналичной форме; Сделки с акциями и паями паевых инвестиционных фондов, за исключением операций РЕПО на организованном рынке методом открытых торгов, в наличной или безналичной форме; |
7 млн тенге |
5 |
Снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет клиента денег, а равно прием от клиента либо выдача клиенту наличных денег, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым и шестым настоящего подпункта, в наличной форме; Операции, совершаемые юридическими лицами, с момента государственной регистрации которых прошло менее трех месяцев, в наличной или безналичной форме; Осуществление страховой выплаты или получение страховой премии в наличной форме; Внесение, перечисление добровольных пенсионных взносов в Единый накопительный пенсионный фонд и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд, а также осуществление пенсионных выплат из Единого накопительного пенсионного фонда и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда за счет добровольных пенсионных взносов в наличной форме; Сделки по оказанию услуг, в том числе подряда, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, комиссии, доверительного управления имуществом, за исключением сейфовых операций по сдаче в аренду сейфовых ящиков, шкафов и помещений, в наличной форме; Получение денег по чеку или векселю в наличной форме; Ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан наличной валюты, документарных ценных бумаг на предъявителя, векселей, чеков, за исключением ввоза или вывоза, осуществляемого Национальным Банком Республики Казахстан, банками и Национальным оператором почты; |
10 млн тенге |
6 |
Получение или предоставление имущества по договору финансового лизинга в наличной или безналичной форме; Сделки с облигациями и государственными ценными бумагами, за исключением операций РЕПО на организованном рынке методом открытых торгов, в наличной или безналичной форме; Приобретение (продажа) в наличной форме культурных ценностей, ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан культурных ценностей; |
45 млн тенге |
7 |
Получившим заем по программам финансирования субъектов предпринимательства за счет средств Национального фонда Республики Казахстан в рамках облигационных займов субъектов квазигосударственного сектора; - к сделке с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое имущество. |
50 млн тенге |
8 |
По своему характеру данная операция относится к трансграничному платежу и переводу с банковского счета или на банковский счет клиента денег в безналичной форме; |
100 млн тенге |
Признаки определения подозрительной операции
№ |
Общие признаки |
№ кода |
1 |
Клиент зарегистрирован (проживает) либо систематически совершает операции с участием лиц, зарегистрированных (проживающих) в государстве (на территории), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) |
1035 |
2 |
Совершение операций с деньгами и/или иным имуществом с участием благотворительных организаций (фондов) (за исключением операций, связанных с уплатой налогов, других обязательных платежей в бюджет, пени и штрафов, пенсионных и социальных отчислений, членских взносов, коммунальных платежей, страховых премий по договорам обязательного страхования) |
1040 |
3 |
Операция по получению религиозными объединениями и благотворительными организациями (фондами) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, организаций и граждан |
1041 |
4 |
Систематические переводы клиентом собственных средств в крупных размерах на банковский счет, открытый в офшорной зоне |
1048 |
6 |
Проведение операции (сделки) клиентом под руководством третьего лица и/или лиц, присутствующих при операции (сделке) |
1050 |
7 |
Совершение операций (сделки) лицом, включенным в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма по решению суда (за исключением операций на индивидуальных пенсионных счетах по учету обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов) |
1051 |
10 |
Поступление на счет клиента крупной суммы денег и последующее обналичивание полученных средств, при этом получатель имел незначительные обороты по операциям и с даты его государственной регистрации прошло менее года |
1054 |
11 |
Поступление на счет клиента крупных сумм денег, при этом получателем не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах уплата налогов или других обязательных платежей в бюджет либо имеются задолженности по кредитам банков второго уровня |
1055 |
12 |
Систематическое зачисление на счет клиента и списание со счета примерно в одном и том же объеме денег, при этом у субъекта финансового мониторинга возникают основания полагать, что данная операция и/или операции связаны с деятельностью финансовой пирамиды |
1056 |
Какие нарушения допускают субъекты финансового мониторинга?
- Ненаправления пороговых операций;
- Отсутствие внутренних документов (ПВК);
- Отсутствие программы обучения сотрудников;
- Отсутствие проверки клиента (НПК), в том числе мониторинг Перечня ФТ/ПДЛ;
- Отсутствие выделенного канала связи;
- Отсутствие рискориентированного подхода (СУР).
№ |
Нарушения |
Штраф (KZT) |
Уровень нарушения |
1 |
Отсутствие уведомления |
до 459 450 |
Грубое нарушение |
2 |
По разработке и принятию правил внутреннего контроля и программ его осуществления |
до 1 531 500 |
Грубое нарушение |
3 |
Извещение субъектами финансового мониторинга своих клиентов |
до 1 347 720 |
Грубое нарушение |
4 |
Непредоставление, несвоевременное предоставление информации (СПО/типологии/схемы) |
до 1 225 200 |
Грубое нарушение |
5 |
В части принятия мер по замораживанию операций |
до 1 225 200 |
Грубое нарушение |
6 |
Неприостановление операций клиентов |
до 1 225 200 |
Грубое нарушение |
7 |
Непредоставление, несвоевременное предоставление информации по запросу |
до 918 900 |
Значительное нарушение |
8 |
Непринятие СФМ мер по надлежащей проверке клиентов |
до 918 900 |
Значительное нарушение |
9 |
Неисполнение обязанностей по отказу клиенту в установлении деловых отношений |
до 918 900 |
Значительное нарушение |
10 |
Непредоставление, несвоевременное предоставление информации (ПО) |
до 918 900 |
Значительное нарушение |
11 |
В части фиксирования сведений, хранения сведений и документов, защиты документов |
до 612 600 |
Незначительное нарушение |
12 |
Программы подготовки и обучения |
до 612 600 |
Незначительное нарушение |
|
Итого |
11 455 620 |
|