Учёт

Как покупателю защитить свои права в продовольственном магазине?

3579

Покупая в магазине или на рынке продукты, каждый из нас хотя бы раз сталкивался с некачественным товаром. Причем прокисшее молоко, мясо с неприятным запахом, перемерзшие овощи и фрукты мы частенько сразу же выбрасываем в мусорку. Однако свое право на приобретение качественной продовольственной продукции было бы логично реализовать правильно – и вернуть испорченный товар продавцу, сообщает Учет.kz.

Согласно ст. 15 Закона РК «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать замены товара такой же марки или возврата денег.

В связи с этим покупателю необходимо принести испорченный товар обратно в магазин. При этом если сохранился чек, то проблем не возникнет. Однако если чек отсутствует, то вернуть товар будет сложнее. Но даже без чека можно доказать факт купли-продажи, например, сослаться на записи с камер видеонаблюдения.

Часто можно наблюдать ситуацию, когда на ценнике одна цена, а на кассе - другая. Как быть в этом случае? Сразу стоит оговориться, что это незаконно, и покупатель вправе отказаться от товара с завышенной ценой. Как правило, его оставляют на кассе.

Некоторые продавцы пользуются невнимательностью гражданина и пробивают товар по другой цене, оправдывая себя тем, что обновленная информация еще не пришла, была ревизия на складе или не хватает сотрудников в магазине.

Согласно п. 12 статьи 24 Закона РК «О защите прав потребителей», продавец обязан указывать стоимость товара. Товар, выставленный во внутренних и внешних витринах торгового объекта, оформляется ярлыком цен. Цена, которую магазин выставил на ценнике, - это публичная оферта, то есть своего рода формальный договор между магазином и покупателями, поэтому продавец обязан продать товар, а потребитель вправе купить товар именно по той цене, которая указана в оферте.

Более того, если продавец выставляет итоговую цену выше, чем указана на ярлыке, либо вовсе на товаре отсутствует ценник, то ему грозит наказание до 200 МРП в зависимости от категории субъекта предпринимательства согласно статье 193 пункты 4 и 5 КоАП РК. Если все же товар был продан не по той цене, что указана на ценнике, потребитель вправе требовать от продавца возврата излишне оплаченной суммы.⠀

А в случае, если администрация торговой точки отказывается делать возврат, покупатель имеет право написать претензию в адрес руководства с требованием выплаты разницы между указанной на ценнике суммой и фактически полученной. Если руководство торгового объекта не ответило на письменную претензию и не вернуло деньги в течение 10 календарных дней, потребитель может обратиться с заявлением в госорган, осуществляющий функции в сфере защиты прав потребителей, или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора с требованием неустойки (штраф, пеню) в размере не менее одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки со дня предъявления претензии до дня удовлетворения требований согласно п. 6 ст. 30 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей».

Защитите свои права и станьте грамотным потребителем!

Потребители могут направлять свои обращения: 

  • через Telegram-бот Комитета по защите прав потребителей МТИ РК @Kzpp_bot; 
  • на блог председателя Комитета по защите прав потребителей МТИ РК; 
  • а также через единую информационную систему www.e-tutynushy.kz.