Учёт

Изменения в 5 кодексах и 17 законах: госзакупки, регулирование монополистов, требования для инвесторов и другое

2001
Депутаты мажилиса в среду, 28 сентября, на пленарном заседании одобрили в первом чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации отдельных поручений Главы государства», сообщает Учет.kz

Законопроектом предлагается внесение изменений и дополнений в 5 кодексов и 17 законов. Об этом сообщил министр национальной экономики Алибек Куантыров.

Новшества в госзакупках

Поправки в Закон «О государственных закупках» предусматривают сокращение оснований государственных закупок из одного источника.

Так, в целях минимизации коррупционных рисков и развития конкуренции исключается право приобретать из одного источника:
  • товары в государственный материальный резерв; 
  • товары и услуги, предназначенные для осуществления оперативно-розыскной деятельности;
  • здания, строения, сооружения, помещения, имеющие нежилое назначение.

Изменения закупок «Самрук-Казына» 

Законопроектом предусматривается также:
  • обязанность Фонда «Самрук-Қазына» согласовывать правила закупок с Агентством по защите и развитию конкуренции; 
  • право поставщиков на обжалование закупок независимо от способа закупок; 
  • норма по исключению способа закупок в рамках внутрихолдинговой кооперации Фонда.
Предусматриваются поправки, направленные на определение состава Совета директоров Единственным акционером Фонда и внедрение открытости в деятельности Фонда.

Новеллы межбюджетных отношений

Вносимыми изменениями предлагается передача некоторых видов налоговых поступлений на местный уровень с учетом принципов их стабильности и собираемости.

Помимо этого проектом закона предусматривается:
  • ответственность администраторов бюджетных программ за обоснованность, достоверность предоставляемой информации к расчетам трансфертов общего характера;
  • обеспечение бюджетного мониторинга за показателями, принятыми при расчете трансфертов ЦГО, и предоставлению результатов бюджетного мониторинга в МФ для формирования аналитического отчета об исполнении соответствующей бюджетной программы.

Новые подходы к регулированию монополистов

«В реализацию поручения по установлению законодательного запрета на осуществление экономических функций государства частными монопольными операторами предлагаются поправки по осуществлению монопольных функций только юридическими лицами со 100 %-ным государственным участием. Следовательно, уточняется понятие субъекта специального права и вводится запрет на предоставление исключительных и преимущественных прав, за исключением государственной монополии и специального права», - отметил министр.


Для исключения «обхода процедур государственных закупок предлагается не допускать использование долгосрочной аренды недвижимости для возможности инициирования прямых переговоров, а также ограничить выплаты из бюджета при реализации проектов ГЧП способом прямых переговоров».

«В рамках усиления антикоррупционного контроля предусматривается внедрение принципа открытости и прозрачности процесса планирования и реализации проектов ГЧП. В целях исключения монополизации при реализации проектов ГЧП предусматривается их обязательное согласование с антимонопольным органом», - пояснил Куантыров.


Креативная индустрия

Для правового регулирования креативных индустрий предлагается законодательно закрепить определение понятий креативных индустрий, установление основных принципов, подходов и критериев регулирования деятельности данных субъектов и формирования методологических подходов к классификации и категоризации видов деятельности креативных индустрий.

Новое для госслужащих

По предложению АДГС в законопроекте отражен ряд поправок по:
  • прямому назначению на вакантную должность; 
  • согласованию с АДГС квалификационных требований к должностям корпуса «Б»; 
  • внедрению ежеквартальной оценки эффективности работы государственных служащих.

Требования для инвесторов

В целях минимизации барьеров для привлечения инвестиций предлагается исключить требование по соответствию инвестпроекта Перечню приоритетных видов деятельности. Также уполномоченному органу по инвестициям предоставляется компетенция по утверждению правил заключения соглашений об инвестициях с установлением ответных обязательств инвестора.

Изменение подходов к госрегулированию

В законопроекте закреплены дополнительные требования, направленные на ужесточение деятельности уполномоченных экономических операторов.

«В рамках законопроекта вносятся ряд поправок в Закон «О естественных монополиях». К примеру, возможность изменения тарифа до истечения его срока действия в случае получения на баланс и доверительное управление сетей и имущества, используемых в технологическом цикле при предоставлении регулируемых услуг. По блоку реформирования отрасли ГСМ предлагаются поправки, предусматривающие исключение непродуктивных посредников при реализации нефтепродуктов путем ужесточения требований к оптовым поставщикам. Законопроектом определяются новые потребители товарного газа в лице крупных коммерческих предпринимателей и лиц, осуществляющих цифровой майнинг для ведения раздельного учета товарного газа. Для оперативного реагирования на экономическую ситуацию путем регулирования экспорта и импорта товаров предложены поправки, предусматривающие сокращение сроков принятия нормативных правовых актов, направленных на установление мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования», - проинформировал министр.


Также предусматривается расширение полномочий правительства и государственных органов в рамках применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Кроме того, законопроектом предлагается наделить уполномоченный орган в сфере торговой деятельности полномочиями по:
  • разработке перечня социально значимых продовольственных товаров;
  • утверждению методики расчета целевых индикаторов в области торговли для оценки эффективности деятельности местных исполнительных органов; 
  • утверждению правил и методов определения минимальных нормативов обеспеченности населения торговой площадью. 

Законопроект передан в профильный комитет мажилиса для подготовки ко второму чтению.