Инвентаризация представляет собой способ контроля за сохранностью средств предприятия и правильностью отражения их в бухгалтерском учете, проверки соответствия фактического наличия средств с данными бухгалтерского учета. Она позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены документально и отражены в бухгалтерском учете, а также внести необходимые исправления и уточнения.
Инвентаризация также является одним из методов контроля в бухгалтерском учете и заключается в установлении на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета
Порядок проведения инвентаризации и оформление ее результатов регламентируются Правилами ведения бухгалтерского учета, утвержденными приказом Министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия проводится инвентаризация активов и обязательств не менее одного раза в год. Субъекты малого предпринимательства с численностью работников не более 10 человек самостоятельно определяют период проведения инвентаризации.
В учетной политике компании устанавливаются количество плановых инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения, перечень активов и обязательств, подлежащих инвентаризации.
Независимо от принадлежности к различным субъектам предпринимательства инвентаризация проводится:
– при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
– установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи имущества;
– в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
– реорганизации субъекта предпринимательства перед составлением разделительного баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносятся в инвентаризационные описи, формы которых утверждены приказом Министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562 (далее – приказ № 562).
В случае выявления предметов имущества, пришедших в негодность, составляется отдельная инвентаризационная опись, а в протоколе комиссии указываются причины порчи и виновные лица, если таковые установлены.
Члены комиссии несут ответственность в установленном законодательством порядке за внесение в инвентаризационные описи заведомо неправильных данных о фактических остатках с целью сокрытия недостач или излишков.
Бухгалтерия предприятия готовит консолидированные ведомости, в которых фиксируются инвентаризационные описи и данные бухгалтерского учета, выводятся излишки и недостачи ценностей. Выявленные при инвентаризации расхождения считаются как:
излишки - доходом и подлежат оприходованию,
Не относятся на вычеты расходы в соответствии со ст.264 НК РК
В том случае, если виновное лицо установлено, то признается задолженностью виновного лица.
Бухгалтерия с целью своевременного и объективного отражения результатов инвентаризации в учете обязана:
· обработать, проверить и записать в учетные регистры все представленные и оформленные материально ответственными лицами отчеты;
· произвести сверку данных бухгалтерского и натурально-стоимостного учета имущества, завершив ее при необходимости составлением акта;
· вывести учетные остатки активов на дату инвентаризации;
· проверить записи по всем соответствующим счетам в сопоставлении с корреспондирующими счетами.
Результаты инвентаризации должны быть отражены бухгалтерией в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности.
Кроме того, инвентаризацию обязательно нужно проводить и в иных случаях, например, при смене материально ответственного лица, обнаружении факта хищения или порчи имущества, ликвидации компании и др.
В данном случае готовится дополнительный товарный отчет с указанием суммы недостачи или излишки. В результате этого в товарном отчете фактические остатки ценностей будут соответствовать данным, полученным при инвентаризации.
Проведение инвентаризации любого из видов имущества, например, основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных запасов и др. предусматривает свои особенности и свою технику проведения.
Не позднее 10 дней после окончания любой инвентаризации руководитель предприятия на основании протокола может организовать контрольную проверку с целью перепроверки инвентаризации имущества.
Бухгалтерия с целью своевременного и объективного отражения результатов инвентаризации в учете обязана:
Рассмотрим процесс отражения инвентаризации в программе 1С
Инвентаризация ТМЗ на складе доступна в разделе Номенклатура и склад-Инвентаризация-Инвентаризация ТМЗ на складе.
Создаем новый документ выбираем дату и вид операции.
Далее с помощью кнопки заполнить выбираем способ заполнения документа.
Выбрав заполнить по остатком на складе выполняется заполнение остатков по выбранному складу отраженных данных в программе 1С
На основании подсчета выполняется заполнение данных фактического учета и сверка с данными бухгалтерского учета.
В том случае, если были выявлены излишки или недостачи, на основании инвентаризации могут быть созданы документы списания ТМЗ и Оприходования ТМЗ
При необходимости в документе Списание ТМЗ можно выполнить корректировку зачетного НДС. Такая корректировка выполняется в соответствии со статьей 404 НК РК.
Обязательно заполняем, на основании чего проводится инвентаризация, № и дата, срок проведения, члены комиссии
После того как инвентаризационная опись была составлена, документ выводится на печать.
Подписывается МОЛ и членами комиссии.
Для отражения результатов инвентаризации Основных средств в разделе ОС и НМА- Учет основных средств-Инвентаризация ОС
Создаем новый документ. Выбираем дату, Подразделение и Материально ответственных лиц. Если же инвентаризация проводится по всем подразделениям и по всем МОЛ, то данные поля останутся пустыми.
На основании проведенной инвентаризации ОС при выявлении излишков и недостачи формируются соответствующие документы.
В том случае, если в процессе инвентаризации были обнаружены ранее не учтенные ОС, то добавить можно нажав на кнопку добавить в табличной части документа.
Важно отметить, что не учтенное основное средство должно быть внесено в справочник основные средства.
На закладке Дополнительно, отражаются:
На основании какого документа проведена инвентаризация, номер и дата документа, сроки проведения инвентаризации и члены комиссии.
После того, как документ был заполнен также выводится на печать и подписывается всеми членами комиссии и ответственными лицами.
Также важно выполнить инвентаризацию денежных средств и их эквивалентов.
Открыть документ можно в разделе Банк и касса-Касса-Инвентаризация денежных средств.
Создаем новый документ
В случае если инвентаризация проводится только денежных средств в кассе, выбираем вид операции - Касса.
Также инвентаризацию денежных средств и их эквивалентов можно провести по организации.
Нажав на кнопку заполнить, выполняется заполнение всех счетов связанных учета денежных средств.
Как по организации, так и по выбранной кассе.
На закладке дополнительно так же, как и в примерах 1 и 2 выполняется заполнение данных об инвентаризации, ответственных лицах и членах комиссии.
В случае выявления излишков оформляется приход денежных средств через ПКО, в случае недостачи РКО на Материально ответственное лицо организации, с письменного согласия такого МОЛ.
Ну и следующим важным этапом инвентаризации является инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности.
Открыть акт инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности можно в разделе Отчеты-регламентированные отчеты
Создаем новый документ
Выбираем организацию и дату выведения отчета. В нашем примере 31.12.2021 года.
Открыть отчет
Выбираем дату подписи и заполняем отчет
На основании данных бухгалтерского учета выводится вся информация по дебиторской и кредиторской задолженности организации.
Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности служит для:
документального подтверждения сумм задолженности, числящихся на счетах бухгалтерского учета;
– оценка дебиторской и кредиторской задолженности с точки зрения вероятности ее погашения, то есть выявление сомнительной и безнадежной задолженности.
Таким образом, инвентаризация задолженности предполагает не только «техническую» работу по сверке учетных данных с первичными учетными документами, но и последующий анализ полученных результатов.
Марина Сергушина
- Руководитель Аутсорсинговой компании ТОО "Excelso"
- Аккредитованные франчайзи "Учёт"
- Профессиональный бухгалтер РК
- Сертифицированный бухгалтер-практик
- Налоговый консультант
- Сертифицированный специалист 1С
- CAP