Учёт

Соцсети заблокируют без регистрации в РК

4305
Депутаты Мажилиса требуют от Правительства создать законодательные механизмы защиты детей от буллинга, в том числе в социальных сетях. Пока они говорят о профилактике и возможной административной ответственности, сообщает Учет.kz

Дискуссия о необходимости защиты детей от буллинга развернулась при обсуждении на пленарном заседании Мажилиса в первом чтении проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам защиты прав ребенка».

Депутат Екатерина Смышляева обратила внимание на то, что по экспертным оценкам 12% школьников регулярно сталкиваются с травлей, что приводит к различным негативным последствиям и может стать причиной суицида.

«В этой связи депутатами предложены нормы, направленные на законодательное закрепление понятия «травля» и «буллинг», а также определение компетенции Министерства образования и науки по разработке и утверждению правил ее профилактики в образовательном процессе. В связи с этим вопрос. Скажите пожалуйста, какие механизмы будут предусмотрены Министерством образования для реализации данной нормы?» - спросила депутат.


В ответ вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова заверила, что ведомство поддерживает предложенные депутатами новшества, и уже занято разработкой «алгоритма взаимодействия всех участников данного процесса именно в образовательной среде, для решения тех или иных конфликтных ситуаций».

«А сейчас педагоги занимаются профилактикой буллинга?» - внезапно уточнил председатель мажилиса Нурлан Нигматулин.

Такой вопрос поставил вице-министра в тупик. Она отметила, что соответствующих нормативных актов пока еще нет, но в итоге признала, что на том уровне, который необходим для такой работы, казахстанские педагоги пока еще не действуют. «Здесь, конечно, большое внимание нужно уделить повышению квалификации педагогов и работе общеобразовательных организаций с родителями», - заверила вице-министр.

Нигматулин с таким ответом не согласился, заявив, что в планируемых министерством действиях «нет главного - нет рычага, нет инструмента профилактики». Он привел в качестве примера работу над совершенствованием законодательства по борьбе с браконьерством, напомнив, как представители правоохранительных органов настаивали на выведении в отдельный состав преступления браконьерство в отношении редких животных.

«Я специально взял стенограмму тех обсуждений, вот доводы представителя генпрокуратуры: это очень актуально, такие преступления - браконьерство в отношении редких животных вызывают резонанс в обществе, общественная опасность такова, что необходимо ужесточить наказание. И это правильно. Поэтому депутаты с вами согласились. Но теперь, когда стоит вопрос о здоровье и безопасности детей, депутаты предложили аналогично ужесточить ответственность и внести отдельные нормы за буллинг и кибербуллинг в отношении детей, вы возражаете. Наверное, вам необходимо проявить ту же принципиальность и строгость закона, как вы проявили в борьбе против браконьерства. Потому что эти преступления против детей не менее резонансны. И имеют не меньшую общественную опасность и значимость. При этом не обязательно говорить сегодня о полной уголовной ответственности. Никто не ставит цель криминализировать детское население. Речь можно вести сегодня и об административной ответственности», - заявил Нигматулин.


Объяснять, как ведётся работа по борьбе с кибербуллингом взялся и вице-министр информации Кемельбек Ойшыбаев. Он сообщил, что в 2020 году при проведении мониторинга было выявлено около 70 тысяч фактов кибербуллинга в интернет-среде, в администрацию соцсетей и мессенджеров направлено около 1800 обращений с просьбой удалить материалы. В 2021 году эти цифры увеличились - около 140 тысяч фактов нарушений выявлено, порядка 1700 обращений направлено в администрации соцсетей и мессенджеров.

«Создан единый реестр учета интернет-ресурсов, размещающих информацию, ограниченную законами, и в этот реестр уже включены более 45 тысяч ссылок, которые размещают противоправную информацию в интернет-ресурсах и в социальных сетях. И по каждой из данных ссылок проводится работа – уведомления, предписания и обращения. Также в целом касательно информационной работы, у нас создаются специальные документальные фильмы, ролики, которые направлены на профилактику данного вида буллинга», - объяснял Ойшыбаев


«Вы еще мультфильмы создайте, - саркастически заметил в ответ Нигматулин. - Слушайте, конкретно - что сделано? Вам ставилась задача не увеличить объем уведомлений. Вам конкретно ставилась задача: принять меры, если необходимо и на законодательном уровне по защите граждан он кибербуллинга. Защиты граждан».
Дискуссия завершилась поручением председателя Мажилиса уже к депутатам - до одобрения законопроекта во втором чтении разработать конкретные меры по противодействию буллингу, в том числе в интернете, и ответственности за буллинг.

Отметим, что законопроект содержит поправки в закон «Об информатизации», согласно которым «для осуществления деятельности на территории Республики Казахстан собственники и (или) иные законные представители иностранной онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями проводят обязательную государственную регистрацию юридического лица или учетную регистрацию филиала (представительства) иностранных юридических лиц в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».

Также поправками устанавливается, что «руководителями филиалов (представительств) иностранной онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями на территории Республики Казахстан не могут быть иностранцы либо лица без гражданства».

«Руководитель филиала (представительства) иностранной онлайн-платформы на территории Республики Казахстан после получения предписания о принятии мер по выполнению указанного в пунктах 1, 1-1 и 1-2 статьи 41-1 Закона Республики Казахстан «О связи» представления или решения от уполномоченного органа в области информации обязан выполнить его в течение не более двадцати четырех часов путем принятия мер к удалению информации, нарушающей требования законов Республики Казахстан, либо ограничению ее распространения на территории Республики Казахстан. (…)

По истечении шести месяцев после введения в действие статьи 18-2 настоящего Закона, в случае, если иностранная онлайн-платформа или сервис обмена мгновенными сообщениями не проводят процедуру обязательной государственной регистрации юридического лица или учетную регистрацию филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, деятельность данных ресурсов ограничивается на территории Республики Казахстан», - говорится в проекте закона.