Учёт

Госрегулирование цен на дизтопливо усугубило его дефицит в регионах

1109

После ввода в действие приказа о госрегулировании цен на нефтепродукты нехватка дизельного топлива усугубилась. К примеру, формулировка «иные случаи» трактуется вольно, что приводит к завышению и допуску спекуляции некоторыми участниками рынка конечных цен для промышленных потребителей, перевозчиков и АЗС, сообщает Учет.kz со ссылкой на НПП «Атамекен».

В июле 2022 года Министерство энергетики сохранило государственное регулирование предельных цен на розничную реализацию АИ-80, 92-93, а также на дизельное топливо и приняло приказ, предусматривающий дифференциацию цен на дизтопливо. Теперь водители при предъявлении техпаспорта на грузовой, специальный автотранспорт могут получить до 300 литров по цене 230-260 тенге за литр. Свыше установленного объема и для транзитного транспорта - по 450 тенге за литр.


«Во время обсуждения приказа Палата предпринимателей совместно с рынком говорили о необходимости увеличения норм отпуска топлива грузовым автомобилям и автобусам с учетом их практического расхода на каждые 100 километров пробега. Из-за того, что в Приказе указаны только отдельные категории транспортных средств, организации, осуществляющие городские пассажирские перевозки, и промышленные потребители, приобретающие топливо через договоры,  не всегда получают необходимое количество топлива», —  рассказал директор департамента базовых отраслей Динмухамед Кудайбергенов.

Промышленные потребители используют дизтопливо для выработки электроэнергии в отдаленных районах, транспортировки грузов по внутренним водным путям, оказания услуг собственными тепловозами по перевозке сотрудников на вахтовые поселки, также подачи и уборки на подъездных путях, в том числе ведущих к региональным объектам складской и логистической инфраструктуры.

Одновременно с этим предлагалось на примере Республики Польши ввести ограничение при выезде из Казахстана на вывоз дизельного топлива в баке автотранспортного средства.

Столкнулись с проблемой владельцы АЗС и малотоннажные производства нефтепродуктов, которым оптовые поставщики начали поставлять топливо по ценам свыше 300 тысяч тенге за тонну. Ранее она варьировалась от 250 до 270 тысяч тенге за тонну. Приобретая топливо по завышенной цене, отпускать его по 230-260 тенге за литр убыточно. Малотоннажные предприятия переработки осуществляют производство зимнего топлива на основе приобретаемого ими дизельного топлива.

В НПП «Атамекен» пояснили, что документ преследовал цели сохранить баланс на внутреннем рынке и минимизировать риски перетока топлива в приграничные страны.


«Невозможно реализовать эти цели без системного подхода и внесения дополнений в деятельность и нормативные документы других уполномоченных органов, в том числе способных обеспечить контроль за незаконным вывозом. Разница в цене на ГСМ в Казахстане и соседних странах оставляет недобросовестным участникам рынка пространство для маневра в сторону теневого экспорта и спекуляции», —  отметил эксперт НПП.


В Палате предпринимателей подчеркнули, что необходимо рассмотреть переход пассажирского, грузового и железнодорожного транспорта и сельхозтехники на газомоторное топливо, что в среднесрочной перспективе потенциально заместило бы не менее 500 тысяч тонн потребляемого дизельного топлива в год и способствовало нивелированию дефицита, также по возможности усилить меры по поддержке малотоннажных заводов, отвечающих требованиям технического регламента и экологическим нормам.

А тем временем, над вопросом бесперебойного обеспечения дизельным топливом всех регионов страны начала работать специально созданная по поручению Премьер-Министра РК Комиссия во главе с первым вице-премьером Романом Скляром. В ее состав вошли представители ответственных государственных органов и национальных компаний.

Комиссией выявлены факторы, оказавшие влияние на нехватку важного для страны горючего. Так, одной из основных причин является существенный рост потребления топлива, в первую очередь транзитным иностранным транспортом. Вторая причина – переток дизтоплива за пределы Казахстана в соседние страны из-за существенной разницы в цене.

Зафиксированы факты, когда отечественные нефтебазы продавали дизтопливо по цене выше его розничной стоимости, что приводило к сокращению объемов реализации топлива в регионах, так как его покупка становилась нерентабельной для АЗС.

Кроме того, выявлены системные упущения и недостатки в выработке, маркетинге и логистике со стороны компаний «КазМунайГаз», Petrosun, а также нефтеперерабатывающих заводов.

Для нормализации ситуации и полного обеспечения внутреннего рынка ГСМ принят ряд оперативных и долгосрочных мер:

  • увеличен объем производства ДТ до 5,2 млн тонн в этом году, что на 340 тыс. тонн больше, чем в 2021 году;
  • увеличены объемы отгрузки ДТ с нефтеперерабатывающих заводов;
  • Фондом «Самрук-Казына» и АО НК «КазМунайГаз» достигнута договоренность о поставках дополнительных объемов дизтоплива;
  • запланировано расширение производственных мощностей Шымкентского НПЗ;
  • с 2023 года планируется поэтапный переход на новую схему работы НПЗ, в рамках которой нефть на заводы будет поставляться непосредственно недропользователями либо путем прямого закупа НПЗ.

За непринятие своевременных мер объявлены строгие выговоры председателю правления АО НК «КазМунайГаз» М. Мирзагалиеву и вице-министру энергетики А. Магауову. Также приняты меры дисциплинарного взыскания и расторгнуты трудовые отношения с рядом ответственных сотрудников Минэнерго и КМГ.

Данный вопрос находится на особом контроле Правительства, стабилизация ситуации ожидается уже в начале сентября.