Учёт

Рецепт успешного бизнеса. Франшиза как способ масштабирования

1230

Франшиза — это вид лицензии, который дает её покупателю доступ к процессам, бизнес-модели и товарным знакам для продажи товаров или оказания услуг.

Что это означает на практике, что даёт предпринимателю приобретение франшизы, а также об опыте разработки собственной франшизы рассказала маркетолог, управляющий директор компании «Учёт» Анна Осипова-Марилова.

По сути, франшиза — это бизнес-сотрудничество между двумя сторонами. Одна из них — основатель и создатель какого-либо продукта или услуги. Она за определенную плату предоставляет партнеру свой товарный знак, схему ведения бизнеса, рекламные материалы, консультационную и техническую поддержку, иногда помогает нанимать и аттестовать персонал. Это держатель франшизы — франчайзер. Вторая сторона — франчайзи — покупает эти разработки, технологии, ноу-хау, у кого-то даже бренд, и по разработанным шаблонам реализует этот проект.

Франшиза не обязательно должна быть крупным брендом. Бывают и маленькие, локальные франшизы, с классным подходом и четко отработанными бизнес-процессами. Это может быть, например, кофейня. Не так важно, известный ли это бренд или вообще неизвестный.

Совет маркетолога:

«Рекомендую всем, кто хочет открыть свою франшизу, но сомневается, сначала самим купить франшизу. Не „вау“-бренд, а какой-либо маленький, локальный».

Разработка франшизы — это непростой процесс. Группа компаний «Учёт» потратила около шести месяцев на разработку франшизы. Прежде чем открыть свою, «Учёт» приобрёл несколько российских франшиз, чтобы лучше разобраться в процессе.

«Учёт» – безусловный лидер отрасли, с историей брендов, которые создают IT-решения для бухгалтерского аутсорсинга. У группы компаний большая инфраструктурная часть и линейка продуктов, поэтому развитие во франшизу было логичным. Сейчас у «Учёта» 25 франчайзи в 9 городах Казахстана. Франшиза официально открылась 21 сентября 2020 года.

Над законодательной частью, методикой передачи франшизы, процессом обучения франчайзи работала большая команда. Бухгалтерский бизнес — интеллектуальный. А в интеллектуальных франшизах передаются уникальные знания.

«Франчайзер даёт удочку, но удить придется самим. Поэтому это миф, что, если вы возьмёте франшизу, то за вас будут делать всю работу. Мы даём инструменты, рекомендации, решения, которые следует внедрять», — прокомментировала Анна Осипова-Марилова.

Ценообразование, менеджмент, маркетинг, финансовые знания, сервис для автоматизации бизнеса — это то, что франчайзер поможет наладить. Он дает инструменты, а вот будет ли ими пользоваться франчайзи — это уже другой вопрос.

«Мы строили бизнес-процессы, опираясь на опыт, поэтому если следовать инструкциям, то результат будет положительным. Конечно, бывает такое, что бизнесмен, купивший франшизу, ушел в убыток. Когда мы начинаем проводить аудит, искать ошибки, то выясняем, что зачастую бизнесмены не внедряют все инструменты, поэтому и результат такой», — подчеркнула управляющий директор.

Покупка франшизы позволяет открыть бизнес по готовым схемам, работать в рамках готовой бизнес-модели и корпоративных стандартов и таким образом минимизировать убытки от возможных ошибок. Но внедрять все инструменты, решения и рекомендации франчайзера будет сам предприниматель, и только от его работы зависит, станет ли компания прибыльной или нет.