Учёт

Борьба за информацию. Как традиционные СМИ переживают пандемию

3998

2020 год внес коррективы в сфере медиаконтента во всем мире. Пандемия и повсеместные локдауны заставили людей потреблять больше информации. При этом в Казахстане, как и во всем мире, число пользователей традиционных СМИ (телевидение, радио, газеты) сокращается: люди отправляются за информацией в интернет и социальные сети. Тем не менее главным требованием аудитории в сложившейся ситуации является достоверность контента. И пандемийный 2020-й показал, что люди больше доверяют традиционным медиа.

В интервью корреспонденту Учет.kz Рустам Максутов, генеральный директор радиостанции Business FM, рассказал, как изменился рынок медиа в 2021 году и какие последствия повлёк за собой локдаун.


Рустам Максутов, гендиректор радиостанции Business FM, рассказал в интервью корреспонденту Учет.kz, как изменился рынок медиа в 2021 году

— Рустам, как пандемия отразилась на вашей радиостанции?

— Пандемия, как это ни парадоксально, очень позитивно отразилась на всем медиапространстве Казахстана в плане контента. Однако в финансовом плане изменения не столь радужные. Новости стало легче добывать: каждый день десятки материалов со всего мира, касающиеся пандемии, поступают к нам в редакцию из различных источников. Информационный повод уже не нужно искать — он лежит на поверхности, журналисты лишь собирают сливки. Но главное в нашем деле — это достоверность, и вот тут возникают сложности. Любую информацию необходимо проверять, так как фейковых новостей гораздо больше, чем правдивых. Но мы справляемся.

— Вы сказали, что пандемия отразилась на финансах медиабизнеса. Рекламный бюджет стал меньше?

— Да, безусловно. Многие наши клиенты существенно урезали рекламные бюджеты. По различным подсчетам, в среднем доля медиарынка во всем мире упала на 12%, это очень существенно. По сравнению с 2019 годом объем рынка рекламы на радиостанциях упал на 34%: с 4,3 до 2,8 миллиардов тенге.

Из позитивных моментов можно отметить, что согласно данным TNS, аудитория традиционных медиа помолодела, наибольший прирост — в категориях 18–24 лет и 25–34 лет. Это большой плюс для нас, так как это платежеспособная аудитория.

Чтобы удержать клиентов, размещающих рекламу на нашем радио, мы увеличили объём контента. Количество проектов, программ и различных рубрик буквально утроилось. Если раньше мы обходились утренним двухчасовым аналитическим шоу «Деловое утро», выпусками новостей каждые полчаса, вечерними программами и рубриками в течение дня, то сейчас вечерних шоу стало в три раза больше, количество рубрик увеличилось в два раза. Во все наши проекты мы приглашаем только лучших экспертов, которым доверяет аудитория.

— Достоверность информации — это главная ценность СМИ. А как вы оцениваете социальные сети и интернет-ресурсы в плане достоверности?

— Существуют различные опросы и исследования, которые проводят казахстанские агентства. Согласно последним данным, полностью доверяют соцсетям около 16,5% казахстанцев, совсем не доверяют — более 12%, а 65% — доверяют иногда.

Что касается радиостанции Business FM, то опросы среди наших слушателей, которые, кстати, мы проводили в Instagram и Telegram, показали, что нам доверяют более 88% слушателей. Это очень высокий показатель.

— Как вы оцениваете перспективы традиционных СМИ в ближайшие 5–10 лет?

Давайте начнем с того, что в 2021 году проникновение интернета в Казахстане составило уже около 82%. Это значит, что нам все сложнее конкурировать с социальными сетями, которые сегодня являются главными источниками информации.

За последние 6 лет доля традиционных СМИ в общем объёме сократилась на 23%, доля интернета выросла на 25%. Это значит, что сегодняшняя молодежь, которая через 5–10 лет будет основным потребителем новостного контента, полностью перейдет в интернет.

Однако интернет — это лишь площадка, и радио в виде подкастов может свободно там существовать, что мы уже сейчас и начинаем реализовывать. К тому же радио — это пока единственный ресурс, который можно потреблять в фоновом режиме. Например, за рулем вы не сможете читать новости или смотреть видео, зато радио слушать очень удобно. Нередко радио ставят в фоновом режиме в заведениях общепита и бизнес-центрах, что также является отличной площадкой для нас.

***

2020 год существенно повысил значение социальных медиа. Однако обилие непроверенной информации и фейковых новостей стало катализатором роста доверия к традиционным СМИ (телевидение, радио, газеты, официальные интернет-порталы), которые имеют ресурсы и проверяют поступающие сведения, привлекая экспертов и используя журналистский опыт.