В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» заявляют, что действующий механизм Министерства торговли и интеграции по регулированию цен на социально значимые продукты питания ставит предпринимателей в тупик. Эксперты НПП «Атамекен» подготовили анализ данного вопроса, сообщает Учет.kz.
Товар, полученный от производителя за 200 тенге, подчеркивают в Национальной палате, не должен поступать в реализацию по 230 тенге. В реальности до приезда в магазин стоимость товара часто может превышать предельные 230 тенге. Таким образом, возникает вопрос: как продавец сможет продать товар дешевле, чем утвержденная цена?
Как устанавливаются цены на социально значимые продукты питания:
В перечне социально значимых продовольственных товаров 19 видов продукции. Это:
- мука;
- хлеб;
- макароны;
- яйца;
- гречка;
- рис;
- сахар;
- подсолнечное и сливочное масло;
- мясо (говядина, курица);
- молочные продукты (молоко, кефир, творог);
- овощи (картофель, морковь, лук, капуста);
- соль.
Законом «О регулировании торговой деятельности» (ст. 9) размер предельной торговой надбавки на товары установлен на уровне не более 15% цены производителя или цены оптового поставщика, указанной в договоре поставки. То есть цена продавца от цены производителя не должна отличаться на 15%. Это требование утверждено Министерством торговли и интеграции РК.
Национальная палата предпринимателей «Атамекен» не поддерживает такую систему регулирования цен на социально значимые продукты питания и отмечает, что местными исполнительными органами цена поставщика не учитывается.
Однако сегодня акиматы, нарушая статьи 9 Закона «О регулировании торговой деятельности», устанавливают максимально допустимые розничные цены на социально значимые товары без учета цен поставщика.
Последствия. Постановлением акимата Костанайской области от 13 января 2022 года № 12 утвержден предельно допустимый размер розничного торгового центра на социально значимые продовольственные товары в области:
1) капуста белокочанная - 104 тенге за килограмм;
2) картофель - 140 тенге за килограмм;
3) морковь столовая - 148 тенге за килограмм;
4) лук репчатый - 86 тенге за килограмм;
5) сахар-песок белый - 289 тенге за килограмм;
6) литр подсолнечного масла - 767 тенге.
На прилавках растет количество низкокачественных недорогих товаров:
Из-за такого требования на торговые прилавки попадают дешевые социальные товары (например, дешевое подсолнечное масло). При этом экономически нецелесообразными остаются производство и реализация более дорогих и качественных социально значимых продуктов питания.
Потеря доступа к рынку:
При установлении предельно допустимой розничной цены на яйца производители экологически чистой продукции теряют доступ к рынку. В первую очередь к торговым сетям. Возникает риск перехода на нерегулируемые рынки сбыта социально значимых продуктов питания.
Дополнительные расходы должны быть учтены.
Если производители социально значимых продовольственных товаров используют на производстве инновационные подходы, а также в целях повышения качества производимого товара, развития собственного бизнеса привлекают дополнительные ресурсы, направленные на модернизацию производства, обучение персонала, то реализация товаров по ценам, утвержденным правительством, невозможна с учетом средств, затраченных на модернизацию производства. Соответственно, тормозит развитие сферы консультирования.
При регулировании цен на такие товары следует учитывать цены и тарифы на горюче-смазочные материалы, воду, тепловую энергию, тарифы на транспортировку и другое. Эти издержки могут стать реальной причиной удорожания товара. В частности, в 2018-2022 гг. за январский период цены на дизельное топливо выросли на 22,2% (данные ИАС «Талдау»).
Необходимо учитывать, что Казахстан является членом Всемирной торговой организации, ЕАЭС и других международных организаций, на постоянной основе интегрируется в международную торговлю. Соответственно, внутреннее ценообразование действует «в соответствии» с мировыми ценами на продовольственные товары.
Предложения Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».
Нацпалата считает неэффективной существующую систему регулирования социально значимых продуктов питания. В НПП отмечают, что такое регулирование ценообразования на социально чувствительную группу товаров имеет и другие негативные экономические последствия для развития предпринимательства. Чтобы сохранить доступность этих товаров и сдержать цены, предлагается: