Учёт

Освобождение от НДС медицинских товаров

1294

Таможенные споры

Юридическое лицо

Освобождение от уплаты НДС


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «D» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении налога на добавленную стоимость, не уплаченного при импорте товаров.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правомерности освобождения от уплаты НДС товаров медицинского назначения, по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 51 276,9 тыс. тенге.

Компания «D», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «D» сообщает, что действительно импортировало изделия медицинского назначения по следующим таможенным декларациям:

1. ДТ от 04.08.2020г. ввезен товар - «Вентилятор для интенсивной терапии в комплекте» в количестве 20 штук, с освобождением от уплаты НДС, из них 11 штук реализованы общественному фонду социального развития по ЭСФ от 24.08.2020г. на основании накладной от 24.08.2020г.;

2. ДТ от 14.10.2020г. ввезен товар - «Вентилятор для интенсивной терапии в комплекте» в количестве 35 штук, с освобождением от уплаты НДС, из них 6 штук реализованы общественному фонду социального развития по ЭСФ от 21.10.2020г. и накладной от 20.10.2020г.;

3. ДТ от 14.04.2020г. ввезен товар - «Вентилятор для интенсивной терапии в комплекте» в количестве 7 штук, с освобождением от уплаты НДС, из них 1 единица реализована государственному органу по ЭСФ от 21.07.2020г. и накладной от 20.07.2020г.;

4. ДТ от 27.01.2021г. ввезен товара - «установка анестезии» в количестве 1 шт. с освобождением от уплаты НДС, который реализован компании «С» по ЭСФ от 10.02.2021г. и передан по акту от 10.02.2021г.

Компания «D» отмечает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Республики Казахстан нормы гражданского законодательства должны толковаться в соответствии с буквальным значением их словесного выражения. При возможности различного понимания слов, применяемых в тексте законодательных норм, предпочтение отдается пониманию, отвечающему положениям Конституции Республики Казахстан и основным принципам гражданского законодательства, изложенным в настоящей главе, прежде всего в ее статье 2.

Из буквального значения и понимания норм подпункта 2 пункта 11 статьи 216 Кодекса «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее - Кодекс) и пунктов 13 и 17 Правил освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан № 267 от 23.02.2018г., (далее – Правила №267) следует, что только нарушение импортером целей и условий ввоза влечет за собой наступление правовых последствий в виде уплаты налога на добавленную стоимость.

При этом Компания «D» утверждает, что при импорте товаров обеспечил соблюдение всех требований, имеет и предоставило в орган государственных доходов все разрешительные документы (регистрационные свидетельства на ввезенный товар, уведомления о начале деятельности и т.д.), документально подтверждено в ходе проверки и не оспорено органом государственных доходов, то есть цели и условия ввоза медицинских изделий не нарушены.

Учитывая сложную эпидемиологическую ситуацию в регионе государственным органом, наряду с общественным фондом социального развития в экстренном порядке были закуплены у Компании «D» изделия медицинского назначения - «Вентилятор для интенсивной терапии в комплекте» (аппараты ИВЛ).

Далее, все закупленное оборудование было безвозмездно передано по назначению государственным медицинским организациям, а именно, КГП на ПХВ «Областная больница Управления здравоохранения» - 20 шт., КГП на ПХВ «Городская больница Управления здравоохранения» - 1 шт., КГП на ПХВ «Городская больница Управления здравоохранения» - 2 шт.

Следовательно, даже при отсутствии лицензий и уведомлений у первоначальных приобретателей, импортированный и реализованный Компанией «D» товар достиг своей цели и использовался строго по назначению в медицинских организациях в целях для борьбы с последствиями COVID-19.

По мнению Компании «D», таможенным и налоговым кодексами и другими вышеуказанными подзаконными актами не предусмотрено наступление правовых последствий в виде доначисления НДС при отсутствии лицензии или уведомления у покупателя, только нарушение целей и условий ввоза является таким основанием.

При таких обстоятельствах, выводы и результаты проверки органа государственных доходов противоречат требованиям законодательства.

Компания «D» поясняет, что получив при ввозе изделий медицинского назначения освобождение от уплаты НДС, реализовало данные товары государственному органу и общественному фонду социального развития без учета НДС, что документально подтверждено.

Следовательно, каких-либо преимуществ в результате предоставленных государством льгот при реализации товара не получено.

Акт таможенной проверки, на основании которого вынесено обжалуемое уведомление, являясь административным актом, в качестве доказательств содержит ссылки на законодательные акты, утратившие свою силу.

Также Компания «D» просит обратить внимание на то, что отсутствие нарушений целей при предоставлении льгот сопоставляется и подтверждается правоприменительной практикой государственных закупок, где администраторами программ являются государственные учреждения в лице областных акиматов либо управлений здравоохранения.

Данные государственные учреждения производят закупки без наличия лицензий на оптовую или розничную реализации лекарственных средств или изделий медицинского назначения, что подтверждается сведениями «Е- licenсе».

Ни органом государственных доходов, ни каким либо-другим государственным органом к организаторам либо другим импортерам-поставщикам лекарственных средств или изделий медицинского назначения не предъявляются претензии и не применяются меры, предусмотренной законодательством ответственности, так как конечными бенефициарами являются государственные медицинские учреждения.

Из этого можно сделать вывод, что ввезенный на льготных условиях товар по импорту достигает своего целевого назначения фактического использования в медицинской, фармацевтической или ветеринарной деятельности в Республике Казахстан, что предусмотрено таможенным и налоговым законодательством.

На основании изложенного, Компания «D» просит отменить уведомление о результатах проверки как незаконное.

Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

На основании контрактов с иностранными поставщиками Компания «D» в 2020 – 2021гг. импортировало медицинскую технику и изделия медицинского назначения в ассортименте.

При таможенном декларировании в отношении данных товаров Компания «D» на основании статьи 399 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) не производило уплату НДС.

По результатам таможенной проверки установлена реализация изделий медицинского назначения и медицинской техники следующим субъектам:

1) компании «С»;

2) общественному фонду социального развития;

3) государственному органу.

Согласно статье 63 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее – Кодекс о здоровье) субъектами здравоохранения являются организации здравоохранения, а также физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью.

При этом пунктом 46 статьи 1 Кодекса о здоровье определено, что оптовая реализация лекарственных средств и медицинских изделий – фармацевтическая деятельность, связанная с закупом (приобретением), хранением, ввозом (импортом), вывозом (экспортом), реализацией (за исключением реализации населению) без ограничения объемов, транспортировкой и уничтожением лекарственных средств и медицинских изделий.

В соответствии с пунктом 15 статьи 10 Кодекса о здоровье государственный орган в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий разрабатывает и утверждает правила оптовой и розничной реализации лекарственных средств и медицинских изделий.

Подпунктом 2 пункта 13 Правил оптовой и розничной реализации лекарственных средств и медицинских изделий, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 14.09.2015г. №713, действовавшим на момент реализации товаров, оформленных по ДТ от 14.04.2020г. и от 04.08.2020г., оптовая реализация лекарственных средств и медицинских изделий осуществляется с соблюдением требований, в том числе реализация лекарственных средств и медицинских изделий субъектам, имеющим лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность либо уведомившим о начале деятельности в порядке, установленном Законом о разрешениях и уведомлениях.

Также подпунктом 2 пункта 9 Правил оптовой и розничной реализации лекарственных средств и медицинских изделий, утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17.09.2020г. № ҚР ДСМ-104/2020, действовавшим на момент реализации товаров, оформленных по ДТ от 14.10.2020г. и от 27.01.2021г., предусмотрено, что лекарственные средства и медицинские изделия реализуются субъектам, имеющим лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность либо уведомивших о начале деятельности через магазины оптики и медицинских изделий в порядке, установленном Законом о разрешениях и уведомлениях.

Согласно пункту 1 статьи 233 Кодекса о здоровье оптовая реализация лекарственных средств и медицинских изделий осуществляется субъектами в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, получившими соответствующую лицензию на оптовую реализацию в аптечных складах либо уведомившими о начале деятельности через склад медицинских изделий в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

В соответствии с информационной системой «Государственная база «Е-лицензирование» сведения о наличии лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в Республике Казахстан или выписки о приеме уведомления, выданного на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения, у компании «С», общественного фонда социального развития и государственного органа отсутствуют.

Пунктом 17 Правил № 267 установлено, что товары, указанные в главе 4 настоящих Правил, должны использоваться субъектами здравоохранения для осуществления медицинской или фармацевтической деятельности в Республике Казахстан в соответствии с лицензиями на осуществление указанных видов деятельности или выписки о приеме уведомления, выданного на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения.

В случае использования импортером указанных товаров в целях, не соответствующих медицинской, фармацевтической или ветеринарной деятельности в Республике Казахстан, НДС, не уплаченный при таможенной очистке таких товаров, подлежит уплате в бюджет в соответствии с налоговым законодательством или таможенным законодательством Евразийского экономического союза или Республики Казахстан.

Таким образом, в нарушение пункта 17 Правил № 267 Компанией «D» произведена реализация импортированных товаров лицам, не имеющим лицензий на медицинскую или фармацевтическую деятельность или выписки о приеме уведомления, выданного на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Учитывая реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения субъектам, у которых отсутствуют лицензии на осуществление медицинской деятельности в Республике Казахстан, начисление таможенным органом НДС по результатам таможенной проверки является правомерным.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по начислению НДС признаны правомерными.