Учёт

Вниманию индивидуальных предпринимателей работающих на рынках и в торговых домах по вопросу предоставления покупателям первичного учетного документа

5728

В целях создания более благоприятных условий для СМБ, отдельные категории индивидуальных предпринимателей (далее ИП) освобождены от ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, с установлением порядка ведения ими налогового учета.

Это субъекты малого бизнеса, применяющие СНР на основе патента и упрощенной декларации и не состоящие на регистрационном учете по НДС.

В соответствии ст. 56 Налогового Кодекса РК, налоговый учет — это процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями Налогового кодекса, в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

Согласно пп.1-1 п.6 ст.56 Налогового кодекса РК учетной документацией для ИП не осуществляющих ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности является первичные учетные документы.

Статьей 60-1 Налогового Кодекса РК установлено, что первичный учетный документ – это документальное свидетельство, как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется налоговый учет.

Обязательные операции по реализации товаров, работ и услуг включают:

  • Заключение договор с покупателем. Если покупатель постоянный, можно составить один договор на несколько сделок, обговорив детали дальнейшего сотрудничества (порядок расчетов, отпуска товаров, выполнения работ и условия оказания услуг).
  • Выставление счёт на оплату покупателю.
  • Оплата счет покупателем. При оплате товара за наличный расчет поставщик (исполнитель) выдает покупателю кассовый, товарный чек. При оплате товара за безналичный расчет у покупателя остается платежный документ, заверенный банком и подтверждающий оплату.
  • Отгрузка (передача) товара покупателю. Поставщик выдает покупателю накладную, счет-фактуру (при наличии).
  • Оказание услуги или выполнение работ. Исполнитель (продавец) по завершении выдает получателю акт оказания услуг / выполненных работ и счет-фактуру (при наличии).

В случае если ИП является плательщиком НДС, то счет-фактура является для него обязательным документом.

Согласно ст.263 Налогового кодекса РК, плательщик НДС обязан при осуществлении оборотов по реализации товаров, работ, услуг выписать получателю указанных товаров, работ, услуг счет-фактуру, в которой стоимость указывают по оборотам, облагаемым НДС - сумму НДС.

Если поставщик не является плательщиком НДС, то счет-фактура или другой документ, выписывается с отметкой "Без НДС".

При отсутствии у ИП учетной документации и (или) несоблюдение требований по составлению и хранению учетной документации, установленных законодательством РК, влечет административное взыскание согласно ст.208 КоАП РК, в виде предупреждения. При повторном нарушении в течение года после наложения административного взыскания, налагается штраф в размере 25 месячных расчетных показателей.

На основании вышеизложенного, индивидуальный предприниматель занимающейся реализацией товаров, работ и услуг на рынках, при реализации обязан вести налоговый учет составлением первичных учетных документов, а по требованию покупателя в обязательном порядке предоставлять первичные документы подтверждающих реализацию.

Так же напоминаем, что согласно ст. 645 Налогового кодекса РК денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег, производится с обязательным применением ККМ с фискальной памятью.

При этом освобождение от применения ККМ с ФП до 01.01.2017 года предусмотрено только ИП осуществляющих деятельность на территории открытых торговых рынков в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса, согласно пп.2 п.1 ст. 645 Налогового Кодекса РК.

Департамент государственных доходов г. Астана