В здании налогового управления по г.Усть-Каменогорск проведено заседание «Круглого стола» с представителями общественных объединений и банками второго уровня по вопросу установки POS-терминалов, согласно изменений и дополнений, введенных в налоговое законодательство с 1 января 2013 года и о проблемах, возникающих со стороны налогоплательщиков и органов налоговой службы, пути решения данной проблемы.
Руководителем налогового управления по г. Усть-Каменогорск Сейтказиным А.Е.была представлена краткая информация о результатах работы управления, изложена цель встречи.
Так прогнозная оценка поступления налогов и платежей в государственный бюджет за 1 кв 2013г. по г.Усть-Каменогорску исполнена на 113,9%, при прогнозе 24543,5млн.тенге, фактическое поступление в сумме 27945,2млн.тенге, перевыполнение прогноза составило 3401,7млн.тенге, в том числе:
республиканский бюджет исполнен на 101,7% (прогноз 19229,6млн.тенге, факт 19560,5млн.тенге), местный бюджет исполнен на 157,8% (прогноз 5313,9млн.тенге, факт 8384,7млн.тенге), в том числе : городской бюджет исполнен на 143,4% (прогноз 2212,0млн.тенге, факт 3172,3млн.тенге).
В частности он отметил, что в соответствии с Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег» от 21 июня 2012 года внесены изменения в Закон Республики Казахстан «О платежах и переводах», Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» , Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, направленных на расширение сети приема платежных карточек и стимулирование расчетов в безналичной форме в отраслях экономики, где преобладает наличный расчет, статьи 11 Закона Республики Казахстан «О платежах и переводах» предусмотрено, что с 1 января 2013 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие общеустановленный режим налогообложения, обязаны обеспечить установку в местах осуществления своей деятельности оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек (далее – POS-терминалы), а также принимать платежи с использованием платежных карточек.
С 1 января 2014 года действие данной статьи будет распространяться на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от режима налогообложения.
Кроме того, Постановлением определены категории лиц и виды деятельности, при соответствии которым установка POS-терминала не требуется.
К таким лицам относятся:
- индивидуальные предприниматели и юридические лица, находящиеся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования;
- до 1 января 2014 года индивидуальные предприниматели и юридические лица, применяющие в соответствии с налоговым законодательством РК специальный налоговый режим;
- лица, осуществляющие оптовую и розничную торговлю сельскохозяйственной продукции собственного производства, продукции аквакультуры (рыболовства) собственного производства, деятельность, осуществляемой через выносные прилавки, автолавки, палатки, киоски, контейнеры и на территории торговых рынков.
В связи с этим с 1 января 2013 года налоговые органы обязаны осуществлять контроль на наличием оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек, путем проведения налоговых проверок, в соответствие с изменениями, внесенными в статьи 627, 632 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
С предложениями и проблемными вопросами выступила Казанцева Галина Сергеевна- Руководитель ОО «Профсоюз работников малого и среднего бизнеса».- «Общество и банковская система не готовы к установке POS-терминалов. Банки, которые выступали инициаторами введения данного новшества, отказываются представлять на бесплатной основе терминалы, объясняя это тем, что существующих не хватает, а новые закупать для банков не выгодно. В результате, банки предлагают самостоятельно закупать и устанавливать оборудование при условии, что :
а) стоимость оборудования около 700 долларов, б) лицензия на использование софта POS-терминала около 50 долларов; в) стоимость прокладки линии связи или СИМ-карта для обеспечения беспроводной связи от 500 тг. в месяц, г) стоимость расходных материалов на запчасти от 1 500 тенге в месяц д) стоимость лицензии карточной системы на подключение 1 POS-терминала около 50 долларов.»
В выступлении акцент сделан на то, чтобы банки упростили договора на установку и обслуживание POS-терминалов (около 60 листов), при заключении которых юридическим и физическим лицам устанавливают оборот, который не должен быть менее 150-400 тыс.тенге, открыть счета (многие представители малого бизнеса не имеют счетов в банках) В завершении выступления предложила производить установку POS-терминалов только в крупных супермаркетах и крупных торговых домах, установить единую ставку комиссионных сборов, приостановить на 5 лет установку POS-терминалов для субъектов малого бизнеса.
Представители банков второго уровня в своих выступлениях отметили, что при заключении договоров на установку POS-терминалов устанавливают обороты, которые не должны быть менее 150-400 тыс.тенге (самоокупаемость оборудования 1,5 года), в случае нерентабельности, POS-терминалы будут демонтированы; что оборудование заказывают в основном по заявкам.
Обсудив и обменявшись мнениями, было принято решение;
- в срочном порядке установить POS-терминалы той категории налогоплательщиков, которые с 01.01.2013 года обязаны, обеспечить установку POS-терминалов согласно Законодательства.
- снять ограничения по оборотам
- снизить комиссионные сборы при проведении платежей через POS-терминалы
- банкам усилить разъяснительную работу о преимуществах использования POS-терминалов для увеличения числа пользователей.
- проводить работу по бесплатному обучению пользователей POS –терминалов
- провести мероприятия по подготовке к установке POS –терминалов с 01.01.2014 года всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от режима налогообложения
- обменяться информацией кому требуется установить терминалы и кому они уже установлены ( НУ и банки)
- представителями общественных объединений, усилить пропаганду по недопущению нарушений законодательства.