Подписано Генеральное соглашение между объединениями работников и работодателей на 2018 – 2020 годы

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Подписано Генеральное соглашение между объединениями работников и работодателей на 2018 – 2020 годы

В ходе заседания республиканской трехсторонней комиссии с участием Премьер-Министра РК Бакытжана Сагинтаева состоялось подписание Генерального соглашения на 2018-2020 годы.

Целью Генерального соглашения является проведение согласованной социально-трудовой политики, создание достойных условий труда.

Новое генсоглашение состоит из двух частей. Первой – основной, состоящей из семи разделов, затрагивающих вопросы технологической модернизации экономики, содействия формальной и продуктивной занятости населения, улучшения качества человеческого капитала, условий и охрана труда, а также промышленной и экологической безопасности.

Вторая часть состоит из Дорожной карты по реализации конкретных мероприятий сторонами социального партнёрства.

На основании Трудового кодекса Республики Казахстан Соглашение, определяет согласованные позиции Сторон по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в 2018 – 2020 годах и совместных действий его реализации.

Генеральное соглашение разрабатывается на основании статьи 15 и 152 Трудового кодекса:

      Правительство Республики Казахстан:

 заключает генеральное соглашение с республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями работников;

 Генеральным соглашением должны предусматриваться положения:

      1) о рассмотрении законопроектов в области социально-трудовых отношений;

      2) о мероприятиях по предупреждению и предотвращению социально-трудовых конфликтов и забастовок;

      3) о развитии рынка труда, содействии эффективной занятости населения;

      4) о разработке и утверждении национальной рамки квалификаций;

      5) об условиях и охране труда, промышленной и экологической безопасности;

      6) о развитии социального партнерства и диалога;

      7) о порядке формирования и деятельности группы наблюдателей для участия в разработке и принятии соглашений на отраслевом и региональном уровнях.

На сегодня, существует явная проблема в переговорных процессах. Так, последние трудовые конфликты показывали игнорирование сторонами требований трудового законодательства в части проведения переговоров в установленном формате.

«Это очень серьёзная проблема. Нужно и НПП, и профсоюзам заняться повышением правовой грамотности как работодателей, так и работников» - подчеркнула руководитель профильного ведомства.

В целом, перед Бизнес-сообществом и профсоюзами поставлена задача по формированию профессиональных стандартов и стимулированию работников к саморазвитию для реализации принципа «обучение в течение жизни».

Количество наёмных работников, имеющих социальные отчисления, в прошлом году выросли почти на 100 тыс. человек. Коллективные договора на сегодня имеют 90% крупных и средних предприятий, 31% малых предприятий. За последние три года количество пострадавших работников на производстве уменьшилось на 16.


 


ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей на 2018 – 2020 годы

В Послании Президента Республики Казахстан «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» объявлено о начале Третьей модернизации Казахстана.

Начатые в стране масштабные преобразования также сопровождаются опережающей модернизацией общественного сознания, упомянутой в программной статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

В этой связи Правительство Республики Казахстан, республиканские объединения работодателей и республиканские объединения работников, именуемые в дальнейшем Сторонами считают, что необходимо приступить к более масштабной и фундаментальной работе по всем направлениям социально-экономического развития страны.

Стороны, действуя на основе неукоснительного соблюдения Конституции Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан,

в рамках реализации Стратегии «Казахстан – 2050», Послания Президента Республики Казахстан «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» и программной статьи Президента Республики Казахстан «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»,

руководствуясь принципами развития социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений и недопущения дискриминации при реализации трудовых прав по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста или физических недостатков, а также принадлежности к общественным объединениям,

обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних переговоров и консультаций на всех уровнях социального партнерства,

на основании Трудового кодекса Республики Казахстан заключили настоящее Генеральное соглашение на 2018 – 2020 годы (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в 2018 – 2020 годах и совместных действий его реализации.

Раздел I

Ускоренная технологическая модернизация экономики

Стороны обязались прилагать совместные усилия, направленные на:

1.1. Содействие созданию новых индустрий с применением цифровых технологий.

1.2. Расширение конкурентных преимуществ традиционных базовых отраслей отечественной экономики за счет внедрения элементов Четвертой промышленной революции.

1.3. Эффективное регулирование рынка труда за счет обеспечения баланса спроса и предложения в условиях технологического обновления и цифровизации экономики.


Для обеспечения реализации вышеуказанных целей Стороны договорились:

1.4. Адаптировать национальное законодательство для обеспечения технологической модернизации экономики.

1.5. Создавать благоприятные условия для внедрения инноваций и элементов Четвертой промышленной революции в целях технологического перевооружения отраслей экономики.

1.6. Содействовать трансферту передовых зарубежных технологий и привлечению мировых высокопроизводительных компаний.

1.7. Развивать инфо-коммуникационную инфраструктуру для ускоренного включения бизнеса и населения в технологическую модернизацию экономики.

1.8. Обеспечить повышение компетенций трудовых ресурсов и гибкие перетоки кадров внутри и между предприятиями, отраслями и регионами для недопущения социальной дестабилизации и падения доходов населения.

1.9. Стимулировать привлечение внутренних и внешних инвестиций для технологического обновления отраслей экономики.

Правительство принимает на себя обязательства:

1.10.   Обеспечивать разработку нормативных правовых актов для поддержки инноваций и привлечения инвестиций.

1.11.   Осуществить эффективную координацию реализации Национальной экспортной стратегии, Национальной инвестиционной стратегии и Программы «Цифровой Казахстан».

1.12.   Усилить работу государственных институтов и расширить пакет инструментов финансовой и нефинансовой поддержки приоритетных отраслей и проектов.

1.13.   Создавать условия для трудовой мобильности и управляемого перетока трудовых ресурсов в рамках модернизации экономики через заключение Дорожных карт с крупными предприятиями и использование всех инструментов Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства.

Республиканские объединения работодателей принимают на себя обязательства:

1.14.   Проводить экспертизу проектов нормативных правовых актов в области инноваций и привлечения инвестиций.

1.15.   Привлекать предприятия к проведению ускоренного обновления основных средств с учетом внедрения передовых технологий.

1.16.   Способствовать выстраиванию системы управления перетоками трудовых ресурсов для недопущения напряженности на рынке труда, в том числе за счет стимулирования работодателей к обеспечению развития компетенций потенциально высвобождаемых кадров.

Республиканские объединения работников принимают на себя обязательства:

1.17.   Способствовать выстраиванию системы управления перетоками трудовых ресурсов для недопущения напряженности на рынке труда:

- проводить широкую информационно-разъяснительную работу среди трудовых коллективов о вызовах для рынка труда, связанных с технологическим обновлением экономики.


Раздел II

Кардинальное улучшение бизнес среды

Стороны обязались прилагать совместные усилия, направленные на:

2.1.   Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства как основы увеличения объемов производства товаров, работ и услуг и создания новых рабочих мест.

2.2.   Снижение всех видов издержек и барьеров для открытия и ведения бизнеса.

2.3.   Предотвращение ценовых и тарифных сговоров для свободы предпринимательства и развития конкуренции.

2.4.   Снижение доли государства в экономике и расширение государственно-частного партнерства.

Для обеспечения реализации вышеуказанных целей Стороны договорились:

2.5.   Принять совместные системные меры по дерегулированию бизнеса.

2.6.   Приватизировать либо ликвидировать все организации государственной собственности, не отвечающие принципам Yellow Pages.

2.7.   Обеспечить эффективную реализацию Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, в том числе в части обучения основам бизнеса и предоставления микрокредитов населению.

2.8.   Проводить регулярную ревизию национального законодательства на предмет выявления норм, препятствующих конкуренции.

Правительство принимает на себя обязательства:

2.9.       Принимать меры по стимулированию деловой активности частного сектора и улучшению бизнес-среды через фронтальное снижение всех видов издержек.

2.10.   Обеспечить либерализацию процедур контроля и надзора за деятельностью субъектов частного бизнеса.

2.11.   Оптимизировать процессы оказания государственных услуг через цифровизацию, сократить сроки и перечни документов при предоставлении государственных услуг.

2.12.   Стимулировать повышение качества продуктов и услуг за счет ускоренной гармонизации национальных стандартов с международными, обеспечить развитие инфраструктуры сертификации.

2.13.   Обеспечить расширение мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

2.14.   Ускорить приватизацию государственных активов и обеспечить ее прозрачность и эффективность.

2.15.   Расширить перечень государственных услуг, передаваемых в аутсорсинг бизнесу.

Республиканские объединения работодателей принимают на себя обязательства:

2.16.   Выступать эффективным оператором реализации соответствующих направлений Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства.

2.17.   Организовывать обучение предпринимателей и оказывать им консалтинговые услуги по открытию и ведению бизнеса.

2.18.   Разрабатывать предложения по улучшению бизнес-среды и повышению эффективности государственной политики в сфере развития конкуренции.

2.19.   Выработать предложения по поэтапной передаче в бизнес-среду отдельных функций регулирования предпринимательской деятельности.

Республиканские объединения работников принимают на себя обязательства:

2.20.   Вырабатывать предложения по улучшению бизнес-среды, в том числе в части регулирования трудовых отношений.

Раздел III

Содействие формальной и продуктивной занятости населения

и повышению производительности труда

Стороны обязались прилагать совместные усилия, направленные на:

3.1.   Создание новых высококачественных рабочих мест, характеризующихся высокой производительностью, безопасными условиями труда, справедливыми размерами оплаты труда.

3.2.   Обеспечение формальной и продуктивной занятости.

3.3.   Повышение качества трудовых ресурсов через развитие Национальной системы квалификаций.

3.4.   Модернизацию инфраструктуры рынка труда для обеспечения мобильности трудовых ресурсов.

3.5.   Создание благоприятных условий для привлечения высококвалифицированной иностранной рабочей силы.

Для обеспечения реализации вышеуказанных целей Стороны договорились:

3.6.   Принимать меры по совершенствованию механизмов регулирования занятости, в том числе стимулировать формализацию занятости.

3.7.   Адаптировать содержание системы образования под потребности развития экономики на основе профессиональных стандартов и создать условия для развития компетенций трудовых ресурсов.

3.8.   Осуществлять меры, направленные на обеспечение непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом технологического обновления экономики.

3.9.   Использовать цифровые подходы для модернизации инфраструктуры рынка труда.

Правительство принимает на себя обязательства:

3.10.   Привлекать Стороны к разработке и совершенствованию нормативных правовых актов в сфере рынка труда с учетом мнения Сторон.

3.11.   Осуществлять общую координацию и мониторинг реализации Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства.

3.12.   Принять Дорожную карту по формализации самозанятых лиц и выработать комплекс системных и тактических мер для легализации трудовых отношений и сокращения неформальной самозанятости населения.

3.13.   Выстроить Национальную систему прогнозирования развития трудовых ресурсов, проводить мониторинг и анализ ситуации на рынке труда, прогноз спроса и предложения рабочей силы.

3.14.   Обеспечить координацию работы Сторон по развитию Национальной системы квалификаций.

3.15.   Формировать государственный образовательный заказ на подготовку кадров с учетом реальной потребности рынка труда в трудовых ресурсах и обеспечить соответствие содержания образовательных программ требованиям профессиональных стандартов.

3.16.   Совершенствовать систему профессиональной ориентации населения путем предоставления доступа к всеобъемлющей информации по рынку труда, в том числе с использованием информационных технологий.

3.17.   Провести трансформацию центров занятости населения и улучшить их деятельность для обеспечения большего охвата лиц, ищущих работу.

3.18.   Обеспечить внедрение единой электронной биржи труда, в том числе формирование общенациональной базы данных вакансий и резюме.

3.19.   Совершенствовать порядок определения потребности экономики в иностранной рабочей силе и формирования квот.

3.20.   Принимать меры по повышению контроля за соблюдением трудового законодательства.

Республиканские объединения работодателей принимают на себя обязательства:

3.21.   Стимулировать участие бизнеса в модернизации профессионального образования и разработке профессиональных стандартов.

3.22.   Обеспечить внедрение независимой сертификации квалификаций.

3.23.   Стимулировать развитие системы внутрифирменной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников за счет средств работодателей.

3.24.   Стимулировать внедрение дуального обучения на предприятиях и распространение института наставничества.

3.25.   Вносить предложения для формирования и размещения государственного заказа на подготовку кадров в соответствии с потребностями работодателей.

3.26.   Принимать участие в разработке и обновлении образовательных программ.

3.27.   Стимулировать вовлечение частных агентств занятости в трудоустройство граждан путем государственно-частного партнерства.

3.28.   Привлекать работодателей к использованию электронной биржи труда и работе с государственными центрами занятости.

3.29.   Стимулировать предпринимателей к легализации трудовых отношений.

Республиканские объединения работников принимают на себя обязательства:

3.30.   Участвовать в разработке профессиональных стандартов и стимулировать работников к саморазвитию для реализации принципа «обучение в течение жизни».


Раздел IV

Макроэкономическая стабильность

Стороны обязались прилагать совместные усилия, направленные на:

4.1. Восстановление стимулирующей роли денежно-кредитной политики и привлечение частного капитала в финансирование экономики, через:

- развитие режима инфляционного таргетирования, поэтапное снижение уровня инфляции;

- комплекс мер по оздоровлению банковского сектора;

- создание эффективного частного сектора экономики и развитие государственно-частного партнерства.

4.2. Дальнейшее развитие фондового рынка, в том числе:

- принятие мер, направленных на активизацию отечественного фондового рынка;

- расширение возможности для населения инвестировать свои сбережения прежде всего в различные виды ценных бумаг;

- проработка вопросов субсидирования облигационных выпусков частных казахстанских предприятий.

4.3. Сбалансированность государственного бюджета, рационализацию бюджетных расходов и приведение налогово-бюджетной политики к новым экономическим реалиям, через:

- фискальную децентрализацию;

- удержание уровня государственного долга на безопасном уровне;

- повышение эффективности бюджетных расходов;

- проведение оптимизации действующих налоговых льгот и улучшение механизмов налогового администрирования.

Для обеспечения реализации вышеуказанных целей Стороны договорились:

4.4. Содействовать проведению эффективной денежно-кредитной политики, направленной на снижение уровня инфляции.

4.5. Содействовать повышению стабильности банковского сектора, обеспечению экономики долгосрочными кредитными ресурсами.

4.6. Обеспечивать развитие банковских и небанковских финансовых услуг.

4.7. Принимать меры по улучшению инвестиционного климата за счет модернизации регулирования и взаимодействия инвесторов с государством.

4.8. Направлять инвестиции в производства для поддержки высокоэффективных проектов.

4.9. Реализовать крупные инвестиционные проекты в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, с мультипликацией новых бизнес возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки.

4.10. Развивать приоритетные сектора экономики, обеспечивающие ее диверсификацию и рост конкурентоспособности.

4.11. Обеспечить проведение ценовой политики, направленной на дальнейшую либерализацию ценообразования, обеспечивая при этом ценовую доступность для населения социально значимых продовольственных товаров и регулируемых услуг, снижение уровня инфляции.

4.12. Вести мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары, регулируемые услуги и тарифы. В случаях необоснованного их роста, проводить диверсификацию товаров первой необходимости через созданные в регионах социально-предпринимательские корпорации.

4.13. Совершенствовать регулирование субъектов естественных монополий в части обеспечения предсказуемости и стабильности уровней тарифов.

4.14. Проводить тарифную политику на основе достижения баланса интересов потребителями субъектами естественных монополий.

4.15. Содействовать при разработке комплексных программ развития фондового рынка.

4.16. Продолжить повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг, повышение финансовой инклюзивности, охвата населения финансовыми продуктами и услугами.

4.17. Содействовать осуществлению вывода национальных компаний и компаний квазигосударственного сектора на отечественную фондовую биржу через программу публичного размещения акций «Народное IPO».

4.18. Продолжить работу по цифровизации финансовых услуг.

4.19. Продолжить работу по институциональному развитию и повышению устойчивости страхового сектора.

4.20. Принять комплекс мер по обеспечению доступного средне- и долгосрочного фондирования в тенге.

4.21. Содействовать усилению ответственности аудиторских компаний, обеспечить прозрачность акционеров и в целом улучшить корпоративное управление.

4.22. Принимать меры по стабилизации и сохранению активов Национального фонда.

4.23. В целях совершенствования налоговой системы принять меры по:

- внедрению упрощенных налоговых режимов на базе единого налога для розничной торговли и сельского хозяйства, что приведет к выводу из «тени» самозанятых лиц;

- внедрению всеобщего декларирования доходов и расходов для физических лиц;

- снижению нагрузки на фонд оплаты труда путем пересмотра ставок социального налога;

- стимулированию граждан к добровольной уплате налогов – упрощение налогового администрирования;

- снижению доли теневой экономики за счет налогового стимулирования безналичного оборота, совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость и реформирования специальных налоговых режимов.

Раздел V

Улучшение качества человеческого капитала

Стороны обязались прилагать совместные усилия, направленные на:

5.1. Проведение необходимых мер для формирования образования центральным звеном новой модели экономического роста, в том числе:

- интеграция образования в глобальную среду;

- достижение всеохватывающего и востребованного образования с учетом технологических навыков;

- обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием, интеграция образования, науки и инноваций;

- повышение престижа системы технического и профессионального образования.

5.2. Модернизацию национальной системы здравоохранения, ориентированной на эффективность, финансовую устойчивость и поддержку социально-экономического роста, через:

- внедрение новой политики по охране здоровья общества на основе интегрированного подхода к профилактике и управлению болезнями;

- повышение эффективности управления и финансирования системы здравоохранения;

- модернизацию медицинского и фармацевтического образования и науки;

- обеспечение необходимой цифровизацией и информатизацией системы здравоохранения.

5.3. Дальнейшую модернизацию системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, в том числе:

- повышение качества жизни ориентированной на поэтапное улучшение уже гарантированных Конституцией минимальных социальных стандартов для населения и норм социального обеспечения, обеспечивающих полную социальную защищенность;

- формирование конкурентной среды в сфере социального обслуживания в целях повышения качества социальных услуг;

- дальнейшее развитие пенсионной системы и социального страхования, сфокусированное на стимулирование продуктивной и формализованной занятости;

- усиление адресности при оказании социальной помощи малообеспеченным слоям населения;

- усиление адресности, доступности и качества специальных социальных услуг.

Для обеспечения реализации вышеуказанных целей Стороны договорились:

5.4. Содействовать реализации проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».

5.5. Создавать необходимые условия для продвижения концепции «обучение в течение всей жизни» и выравнивания условий обучения для учащихся в удаленных, сельских регионах.

5.6. Уделять большое внимание формированию IT-знаний, финансовой грамотности и воспитанию патриотизма молодежи.

5.7. Содействовать обновлению содержания технического и профессионального образования с учетом запросов индустриально-инновационного развития страны.

5.8. Расширять государственно-частное партнерство и привлечение частных инвестиции в сферу образования.

5.9. Содействовать созданию условий для коммерциализации результатов научных исследований и технологий.

5.10. Содействовать повышению престижа и мотивации педагогических кадров.

5.11. Обеспечить дальнейшее развитие инфраструктуры здравоохранения и образования на основе государственно-частного партнерства и современных информационно-коммуникационных технологий.

5.12. Содействовать повышению доступности, качества, безопасности, эффективности, устойчивости и пациентоориентированности системы здравоохранения основанной на комплексной цифровизации данных и процессов.

5.13. Обеспечить сбалансированность и финансовую устойчивость в рамках внедрения обязательного социального медицинского страхования.

5.14. Проводить на постоянной основе информационно-разъяснительную работу по вопросам обязательного медицинского социального страхования, социального и пенсионного обеспечения.

5.15. Содействовать совершенствованию методики определения величины прожиточного минимума, а также внедрению медианного дохода для оценки нуждаемости граждан.

5.16. Изучить сложившуюся практику и подготовить предложения по повышению эффективности и доступности действующих механизмов социального обеспечения.

5.17. Совершенствовать качество минимальных социальных стандартов. Осуществлять регулярную оценку (мониторинг) качества минимальных социальных стандартов и их соответствия международным стандартам и нормативам.

5.18. Совмещать социальные гарантии государства, социальную ответственность бизнеса и личную ответственность граждан.

5.19. Оказывать меры социальной поддержки лицам, из числа инвалидов и участников великой отечественной войны, лиц, приравненных к ним (предоставление бесплатного или льготного проезда в общественном транспорте, ремонт жилья, обеспечение топливом, зубопротезирование, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, оказание материальной помощи др.).

5.20. Реализовывать обязательства Республики Казахстан по выполнению положений концепции о правах инвалидов в соответствии с руководящими принципами комитета ООН по правам человека, в том числе созданию доступной среды для людей с ограниченными возможностями.

5.21. Осуществлять меры по реализации концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030, направленные на:

- обеспечение охраны материнства и детства, социальной поддержки женщин, решение гендерных проблем в сфере социально-трудовых отношений;

- поддержку мужчин и женщин, занимающихся уходом за детьми и их воспитанием на равных правах;

- увеличение представительства женщин на уровень принятия решений.

Правительство принимает на себя обязательства:

5.22. Реализовать меры по целенаправленности учебных программ на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации.

5.23. Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами.

5.24. Обеспечить поэтапное внедрение трехязычия на всех уровнях образования.

5.25. Охватить бесплатным образованием безработную и самозанятую молодежь, а также людей трудоспособного возраста, не имеющих профессионального образования.

5.26. Реализовать меры по развитию системы профессионального образования для подготовки специалистов новых производств в рамках обозначенной экономики.

5.27. Усилить контроль и требования в отношении кадрового состава высших учебных заведений, уровня их материально-технического обеспечения и образовательных программ.

5.28. Предоставить в системе обязательного медицинского социального страхования частным медицинским организациям равные условия для развития конкуренции.

5.29. Обеспечить участие в системе обязательного медицинского социального страхования социально уязвимых слоев населения, за счет государства, начиная с
2020 года согласно сроков реализации системы обязательного социального медицинского страхования.

5.30. Проводить широкую информационно-разъяснительную работу по проводимым реформам в сфере здравоохранения.

5.31. На законодательном уровне ввести регулирование цен на все лекарственные средства.

5.32. Обеспечивать формирование и реализацию государственной политики, основанной на социальных гарантиях государства, социальной ответственности бизнеса и личной ответственности граждан:

- по повышению уровня социальной защиты граждан посредством улучшения минимальных социальных стандартов, и адресности социальной помощи и социальной поддержки;

- по повышению уровня социальной обеспеченности занятого населения за счет диверсификации источников социальных выплат,

- в рамках дальнейшего развития социальных программ по оказанию долгосрочной помощи малоимущим и социально уязвимым слоям населения.

5.33. Проводить технические консультации и изучение условий по ратификации конвенции Международной Организации Труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения».

5.34. Оказывать государственную адресную социальную помощь малообеспеченным гражданам и семьям.

5.35. Продолжить работу по обеспечению адекватной социальной защиты работающего населения в случае наступления социального риска путем:

- сохранения финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования;

- повышения ответственности за соблюдение требований законодательства о социальном обеспечении (своевременная и полная уплата обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и социальных отчислений);

- обеспечения максимального охвата обязательным страхованием работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.

Республиканские объединения работодателей принимают на себя обязательства:

5.36. Содействовать в подготовке кадров, обладающих специализированными отраслевыми навыками, а также навыками творческого и инновационного решения сложных комплексных задач, желанием постоянного самосовершенствования и умением работать в команде.

5.37. Содействовать привлечению частных инвестиций в образование и здравоохранение.

5.38. Принимать меры по организации встреч с трудовыми коллективами по вопросам обязательного медицинского социального страхования, социального и пенсионного обеспечения.

5.39. Способствовать созданию приемлемых трудовых и социальных условий для своих работников в соответствии с Конвенциями Международной Организации Труда
№ 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда».

Республиканские объединения работников принимают на себя обязательства:

5.40. Проводить мероприятия по повышению престижа системы образования на непрерывность обучения на протяжении всей жизни и повышению качества образования и педагогических кадров, управлению процессами эффективного распределения трудовых ресурсов между отраслями и регионами.

5.41. Проводить мероприятия по разъяснению основ принципа солидарной ответственности гражданина, работодателя и государства за охрану здоровья населения.

5.42. Проводить среди работников разъяснительную работу об их индивидуальной ответственности, в целях повышения их благосостояния и профилактики иждивенческих настроений.

Раздел VI

Условия и охрана труда, промышленная

и экологическая безопасность

Стороны обязались прилагать совместные усилия, направленные на:

6.1. Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.

6.2. Создание благоприятных условий труда в процессе трудовой деятельности для реализации права работников на достойный труд.

6.3. Разработку и реализацию нормативных правовых актов в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности, а также государственных программ улучшения условий и охраны труда.

6.4. Повышение эффективности внутреннего контроля за соблюдением безопасности и охраны труда в предприятиях.

6.5. Развитие и углубление сотрудничества по обеспечению промышленной и экологической безопасности.

6.6. Принятие согласованных требований по обеспечению промышленной и экологической безопасности.

6.7. Обеспечение реализации государственной политики в области промышленной и экологической безопасности.

6.8. Снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления.

6.9. Обеспечение экологической безопасности и улучшение качества окружающей среды.

6.10. Сохранение благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия в интересах настоящего и будущего поколений.

Для обеспечения реализации вышеуказанных целей Стороны договорились:

6.11. Осуществлять взаимодействие органов государственного контроля и надзора, объединений работодателей и профессиональных союзов по осуществлению государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства о безопасности и охране труда.

6.12. Совершенствовать систему управления профессиональными рисками, в целях предотвращения или снижения опасностей, угрожающих здоровью и безопасности работников.

6.13. Развивать систему мониторинга состояния условий и охраны труда, включая совершенствование статистической отчетности.

6.14. Реализовывать мероприятия по сохранению жизни и сбережению здоровья работников, включая меры профилактики, раннего выявления профессиональных заболеваний и внедрение механизмов управления профессиональными рисками в повседневную производственную практику.

6.15. Содействовать в проведении научно-исследовательских и аналитических работ, направленных на предотвращение или снижение опасностей, угрожающих здоровью и безопасности работников, улучшение условий работы и охраны труда на предприятиях.

6.16. Содействовать в проведении апробации и внедрения результатов научных исследований в производственных условиях на предприятиях и организациях республики.

6.17. Способствовать созданию производственных советов по безопасности и охране труда в организациях для совместных действий по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

6.18. Проводить совместную работу в технических комитетах и рабочих группах по разработке технических регламентов и стандартов в сфере безопасности и охраны труда.

6.19. Использовать новые инновационные технологии и результаты научных исследований в области охраны труда для снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

6.20. Принять меры по продвижению Рекомендации Международной организации труда о ВИЧ/ СПИДе и сфере труда (№ 200).

6.21. Продолжить работу по реализации Конвенции Международной организации труда № 187 «О системе управления охраной труда».

6.22. Организовывать научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения, должностных лиц и работников организаций в области промышленной и экологической безопасности.

6.23. Проводить симпозиумы, научно-практические конференции, семинары, совещания и другие мероприятия по проблемам обеспечения безопасности и охраны труда, промышленной и экологической безопасности, представляющим взаимный интерес.

6.24. Распространить среди всех групп населения экологических знаний и формирование экологически мотивированных культурных навыков.

6.25. Сохранять и развивать особо охраняемые природные территории;

6.26. Обеспечить эффективное участие общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.

Правительство принимает на себя обязательства:

6.27. Совершенствовать систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формированию страховых тарифов в зависимости от состояния условий и охраны труда на рабочих местах.

6.28. Совершенствовать систему предоставления льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда с учетом показателей вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.

6.29. Совершенствовать систему подготовки и переподготовки специалистов в сфере охраны труда с учетом соответствующих профессиональных стандартов и использования современных технологий.

6.30. Совершенствовать нормативную правовую базу в целях повышения эффективности систем оценки условий труда и улучшения здоровья работающих, выявления и оценки профессиональных рисков и управления ими.

6.31. Провести технические консультации по ратификации Конвенции Международной организации труда № 184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве».

6.32. Согласованно решать правовые, экономические, организационные и иные вопросы обеспечения промышленной и экологической безопасности.

6.33. Принимать нормативно-технические документы, соблюдение которых обеспечивает промышленную и экологическую безопасность, с учетом необходимой гармонизации с международными нормами и стандартами.

6.34. Разработать и внедрить механизм дистанционного надзора за опасными производственными объектами.

6.35. Создать систему управления рисками на основе классификации опасности с учетом возможных последствий аварий.

6.36. Совершенствовать процедуру аттестации и проверку знаний руководителей, специалистов и работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

6.37. Повышать эффективность функционирования системы промышленного и экологического надзора.

6.39. Развивать международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

6.40. Создать единой информационно-технологической инфраструктуру системы обеспечения промышленной и экологической безопасности.

Республиканские объединения работодателей принимают на себя обязательства:

6.41. Принимать меры по созданию новых рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда и достойной заработной платой.

6.42. Реализовывать комплекс мер, направленных на снижение производственного травматизма и предотвращение возникновения профессиональных заболеваний.

6.43. Внедрять передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда.

6.44. Разработать комплекс мер, направленных на перевооружения и модернизацию производства в целях улучшения условий труда, последовательное снижение доли производственного оборудования с выработанным ресурсом и сроком службы.

6.45. Осуществлять совместный контроль и эффективное взаимодействие в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности с представителями работников.

6.46. Принимать меры по финансированию превентивных мероприятий, направленных на обучение, комплексную подготовку персонала по охране труда с использованием современных технологий и повышение правовой культуры по охране труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

6.47. Проводить в соответствии с законодательством медицинские осмотры работников и своевременное и полное выполнение рекомендаций по результатам периодических медицинских осмотров работников.

6.48. Своевременно проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда и предоставлять работникам льготы и компенсаций за тяжелые, вредные и (или) опасные условия труда.

6.49. Проводить работу по добровольному декларированию на соответствие требованиям трудового законодательства.

6.50. Нести солидарную ответственность за сохранение жизни и здоровья работников.

6.51. Соблюдать требования промышленной и экологической безопасности, установленных в технических регламентах, правилах, инструкциях и иных нормативных правовых актах Республики Казахстан.

6.52. Снижать негативное воздействие воздействия факторов техногенного характера на окружающую среду.

6.53. Обеспечить подготовку, переподготовку, повышение квалификации и аттестацию работников в области промышленной и экологической безопасности.

6.54. Применять на опасных производственных объектах технологий, технических устройств, материалов, соответствующих требованиям промышленной безопасности.

6.56. Декларировать безопасность опасного производственного объекта.

6.57. Предусматривать затраты на обеспечение промышленной и экологической безопасности при разработке планов финансово-экономической деятельности предприятия.

6.58. Обеспечивать своевременное обновление технических устройств, материалов, отработавших свой нормативный срок.

6.59. Внедрять экологически эффективные инновационные технологии.

Республиканские объединения работников принимают на себя обязательства:

6.60. Совершенствовать систему подготовки и переподготовки технических инспекторов по охране труда с учетом соответствующих профессиональных стандартов и с использованием современных технологий.

6.61. Участвовать в создании и работе производственных советов по безопасности и охране труда, с целью обеспечения совместных действий направленных на соблюдение требований охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

6.62. Участвовать в организации мероприятий по улучшению условий труда и санитарно-гигиенических условий работников, а также в проведении профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

6.63. Осуществлять с работодателем совместный контроль и эффективное взаимодействие в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности.

6.64. Способствовать осуществлению лечебно-профилактических мероприятий по оздоровлению работников, прежде всего занятых во вредных условиях труда, в частности в санаториях-профилакториях, санаторно-курортных учреждениях путем участия в финансировании.

6.65. Проводить информационно-разъяснительную работу среди членов профсоюзных организаций, на предмет соблюдения нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда.

6.66. Нести солидарную ответственность за сохранение жизни и здоровья работников.

6.67. Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной и экологической безопасности.

6.68. Распространять среди всех групп населения экологических знаний и формирование экологически мотивированных культурных навыков.

6.69. Незамедлительно информировать администрацию организации об авариях, инцидентах на опасном производственном объекте.

6.70. Оказывать необходимую помощь в случае аварий на опасных производственных объектах.

6.71. Формировать экологическую культуру, развитие экологического образования и воспитания.

Раздел VII

Социальное партнерство

Стороны обязались прилагать совместные усилия, направленные на:

7.1. Проведение консультаций, мониторинг и анализ опыта заключения соглашений на отраслевом, региональном уровнях, коллективных договоров, а также практики работы органов социального партнерства с рассмотрением результатов анализа на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений (далее - Комиссия).

7.2. Изучение и распространение международного опыта, включая стран ОЭСР, работы трехсторонних органов (комиссий) по регулированию социально-трудовых отношений, содействие развитию системы социального партнерства и его институтов на отраслевом и региональном уровнях.

7.3. Постоянное освещение в средствах массовой информации договоренностей, достигнутых во время консультаций и переговоров сторон социального партнерства, и обнародования информации о состоянии выполнения взятых на себя обязательств.

7.4. Проведение всех зависящихся мер по урегулированию коллективных трудовых споров, противодействию правонарушениям в сфере трудовых отношений.

7.5. Проведение совместных работ по развитию системы социальной ответственности бизнеса.

7.6. Соблюдение законодательных и общепризнанных международных норм и правил о невмешательстве со стороны друг друга в деятельность профессиональных союзов и объединений работодателей, не препятствовать их созданию и функционированию.

7.7. Содействие реализации трудовых стандартов Международной организацией труда.

7.8. Обеспечение реализации принципов достойного труда в Республике Казахстан.

Для обеспечения реализации вышеуказанных целей Стороны договорились:

7.9. Развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.

7.10. Сформировать открытую информационную базу отраслевых соглашений, заключенных на отраслевых и региональных уровнях социального партнерства.

7.11. Реализовать меры, направленные на улучшение показателей слагаемого фактора «Эффективность рынка труда» Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума (далее – ГИК ВЭФ).

7.12. Обмениваться информацией о выявленных фактах нарушений конвенций Международной организации труда, других международных договоров, участником которых является Казахстан, и национального законодательства по обеспечению прав и гарантий деятельности профсоюзов, организаций работодателей, их объединений с целью принятия мер к их устранению;

7.13. Принимать меры по устранению замечаний Комитета экспертов Международного Бюро Труда.

7.14. Содействовать развитию практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях малого и среднего бизнеса.

7.15. Организовывать и совершенствовать условия конкурса по социальной ответственности бизнеса «Парыз».

7.16. Обеспечивать совместное участие в разработке и рассмотрении законопроектов в области социально-трудовых отношений и их рассмотрение на заседаниях Комиссии.

7.17. Сформировать группу наблюдателей для участия в разработке и принятии соглашений на отраслевом и региональном уровнях.

7.18. Объявить в 2018 году и провести совместную акцию «Заключите трудовой договор».

7.19. Принимать комплекс упреждающих мер по предупреждению и предотвращению социально-трудовых конфликтов.

7.20. Проводить на ежегодной основе анализ исполнения Генерального, отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров.

7.21. Проводить анализ функционирования системы социального партнерства и осуществлять в рамках трехсторонних комиссий по социальному партнерству рассмотрение результатов анализа и опыта.

7.22. Продолжить совместную работу по подготовке предложений, направленных на совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений и повышения эффективности разрешения коллективных трудовых споров.

7.23. Проводить обмен информацией, документами и материалами, статистическими данными по вопросам, определенные настоящим Соглашением, для выполнения взятых на себя обязательств и осуществления взаимного контроля;

Правительство принимает на себя обязательства:

7.24. Обеспечивать формирование и реализация государственной политики в сфере регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в формах обмена информацией, консультаций, переговоров, согласительных совещаний, рабочих встреч.

7.25. Поддерживать социальное партнерство и ведение эффективного социального диалога на республиканском, отраслевом и региональных уровнях.

7.26. Проведение технических консультаций по ратификации Конвенции Международной организации труда № 154 «О содействии коллективным переговорам».

Республиканские объединения работодателей принимают на себя обязательства:

7.27. Способствовать созданию условий для свободной деятельности представителей работников в организациях в соответствии с Конвенциями Международной Организации Труда № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию», № 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятиях и предоставляемых им возможностях».

7.28. Принимать меры по организации постоянных встреч с трудовыми коллективами по вопросам регулирования трудовых отношений и производственной деятельности предприятий.

7.29. Проводить постоянные мероприятия по повышению правовой грамотности работодателей в сфере регулирования трудовых отношений.

Республиканские объединения работников принимают на себя обязательства:

7.30. Проводить среди работников обучение и разъяснение основ трудового законодательства, обучающие тренинги по развитию навыков умения вести переговоры и достижению консенсуса в трудовых конфликтах.

7.31. При возникновении коллективного трудового спора обеспечить его разрешение в рамках действующего законодательства, не допуская проведение незаконных забастовок, собраний, акций протеста.

7.32. Изучить сложившуюся практику разрешения индивидуальных трудовых споров и подготовить предложения по их разрешения.


Раздел VIII

Заключительные положения

С целью координации выполнения Сторонами положений данного Соглашения Стороны договорились о нижеследующем:

8.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2018 года и действует до заключения нового Соглашения. Со дня вступления в силу настоящего Соглашения теряет силу Генеральное соглашение между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей на 2015 – 2017 годы.

8.2. Генеральное соглашение распространяется на государственные органы, работников и их представителей, а также на всех работодателей независимо от форм собственности.

8.3. Стороны признают Соглашение основным документом социального партнерства, устанавливающим приоритетные направления и необходимые действия по проведению согласованной социально-экономической политики в Республике Казахстан на 2018 – 2020 годы.

8.4. Соглашение служит основой для переговоров и заключения отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров в организациях и на предприятиях.

8.5. Обязательства Сторон по Соглашению и рекомендации (решения) Комиссии должны учитываться при заключении отраслевых и региональных соглашений и коллективных договоров.

8.6. Генеральное соглашение на последующие годы заключается не позднее
25 декабря 2020 года.

8.7. Решения Комиссии являются формой реализации настоящего Соглашения.

8.8. Контроль за ходом выполнения Генерального соглашения осуществляется сторонами в порядке определенном Положением о Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений.

8.9. По предложению одной из Сторон в Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения по взаимному согласию Сторон. Изменения и дополнения оформляются отдельными протоколами и вступают в силу со дня подписания.

8.10. Сторонам необходимо внести изменения и дополнения в отраслевые и региональные соглашения или заключить новые в соответствии с Генеральным соглашением.

8.11. Стороны несут ответственность в случае невыполнения взятых на себя обязательств, предусмотренных Соглашением, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

8.12. Стороны разрабатывают План мероприятий по реализации принятых обязательств с указанием конкретных сроков и ответственных за исполнение с утверждением его Комиссией.

8.13. Рабочая группа Комиссии готовит информацию о ходе выполнения Соглашения. Комиссия раз в полугодие рассматривает ход выполнения положений Соглашения.

8.14. В целях освещения деятельности Республиканской трехсторонней комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в Республике Казахстан.

8.15. Совершено в городе Астане «    » __________ 2018 года в ___ экземплярах на государственном и русском языках. У каждого из участников подписания находится по одному экземпляру Соглашения.








Рассказать друзьям:

Возврат к списку