Меры, принимаемые налоговыми органами к контрагентам лжепредприятий

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Меры, принимаемые налоговыми органами к контрагентам лжепредприятий

Налоговым департаментом по г. Астана в целях возмещения нанесенного ущерба государству в результате деятельности налогоплательщиков, осуществляющих лжепредпринимательскую деятельность проводится работа по привлечению их контрагентов к уплате налогов, выявленных по результатам камерального контроля.
Противодействие лжепредпринимательству, как одному из источников теневого капитала является приоритетом, вытекающим из поручения главы государства.
Лжепредпринимательство представляет существенную угрозу национальной и экономической безопасности страны и наносит колоссальный ущерб государству. Основной схемой уклонения от уплаты налогов на сегодняшний день является наращивание расходов за счет якобы приобретенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг от субъектов «теневого» бизнеса. Вместе с тем, такой вид предприятий изначально создается без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, и их деятельность направлена исключительно на уклонение от уплаты налогов. Значительный ущерб бюджету в виде неуплаты налогов приносят, как правило, не сами лжепредприятия, а их контрагенты.
В Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) вопросу лжепредпринимательства уделено особое внимание.
Так, в соответствии с пп.1) п.3 статьи 257 Налогового кодекса налог на добавленную стоимость, ранее отнесенный в зачет, подлежит исключению из зачета по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда, за исключением сумм налога на добавленную стоимость, отнесенных в зачет, по сделкам, признанным судом действительными. Корректировка сумм налога на добавленную стоимость, отнесенного в зачет, производится в том налоговом периоде, в котором наступил указанный случай.
Подпунктом 2) статьи 115 Налогового кодекса вычету не подлежат расходы по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда, произведенные с даты начала преступной деятельности, установленной судом, за исключением расходов по сделкам, признанным судом действительными.
При этом необходимо отметить, что постановления органа уголовного преследования о прекращении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям устанавливают вину лица в совершении преступления.
Кроме того, прекращение уголовного дела в порядке п.3 ч.1 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса предполагает признание обвиняемым своей вины в совершении преступления, по которому прекращается уголовное преследование.
Следовательно, органом уголовного преследования при прекращении уголовного дела по ст.192 УК РК по не реабилитирующим основаниям устанавливают совершение лицом лжепредпринимательства. Поэтому сделки между коммерческой организацией, созданной им в целях лжепредпринимательства, и указанными в этих постановлениях контрагентами являются фиктивными.
Более того, согласно пункту 20 Нормативного Постановления Верховного Суда РК №1 от 12.01.2009 года «О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве» по делам о правомерности исключения из вычетов расходов и из зачета сумм НДС представленные контрагентами лжепредприятия доказательства действительного совершения сделок не могут быть признаны достоверными, поскольку вступившим в законную силу приговором суда установлено иное. В этой же связи не подлежат удовлетворению иски, поданные с целью решения в последующем вопроса о правомерности исключения из вычетов расходов и из зачета сумм НДС у контрагента лжепредприятия (например, о действительности сделок).
Кроме этого, Приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года №339 «Об утверждении Регламента применения мер воздействия к контрагентам лжепредприятий», в целях возмещения нанесенного ущерба государству в результате деятельности налогоплательщиков, осуществляющих лжепредпринимательскую деятельность и их контрагентов, утвержден регламент применения мер воздействия к контрагентам лжепредприятий.
В целях прозрачности проводимой работы по привлечению контрагентов лжепредприятий к уплате налогов, с 1 октября 2012 года Налоговым комитетом Министерства финансов осуществлен переход от «ручного» камерального контроля к запускам автоматизированного камерального контроля. Таким образом, уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, направляются контрагентам лжепредприятий посредством информационной системы Единое хранилище данных, что позволило автоматизировать и упростить работу в данном направлении, а также снизило человеческий фактор.
В соответствии с Регламентом в течение двух рабочих дней со дня размещения информации о лжепредприятии на web ресурсах НК МФ РК (портал www.salyk.kz) в информационной системе Единое хранилище данных осуществляется автоматизированный запуск камерального контроля по контрагентам лжепредприятий.
Хочется отметить, что в отличии от запусков камерального контроля по НДС, которые осуществляются за прошедшие кварталы и имеют периодичный характер, по контрагентам лжепредприятий запуски осуществляются по мере размещения лжепредприятий на сайте НК МФ РК www.salyk.kz.
В случае, если налогоплательщик по истечении 30 рабочих дней самостоятельно не устранил нарушения и не предоставил дополнительные формы налоговой отчетности в соответствии с вышеуказанным уведомлением, данный налогоплательщик подлежит налоговой проверке.
По всем возвращенным уведомлениям производится снятие налогоплательщиков с регистрационного учета по НДС, в связи с отсутствием по местонахождению, указанному в регистрационных данных. Для этого проводится налоговое обследование в соответствии со статьями 558-559 Налогового кодекса для подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика по юридическому адресу, указанному им в регистрационных данных ИС ИНИС, по результатам которого составляется акт.
В течение пяти рабочих дней со дня установления отсутствия по юридическому адресу производится приостановление расходных операций в соответствии со статьей 611 Налогового кодекса.
В течение трех рабочих дней после составления акта налогового обследования в соответствии с пп.10 п.3 Плана мероприятий по взаимодействию между органами финансовой полиции и органами налоговой службы по противодействию уклонению от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, утвержденного 1 апреля 2009 года, направляется запрос в территориальные органы финансовой полиции для оказания содействия в установлении места нахождения налогоплательщика и вручения ему уведомления о явке в налоговые органы.
С целью ухода от исполнения налоговых обязательств некоторые налогоплательщики – контрагенты лжепредприятий используют различные схемы уклонения от уплаты налогов, наиболее распространенными из которых являются:
• представление дополнительных форм налоговой отчетности, как к начислению, так и к уменьшению;
• замена счетов – фактур;
• перерегистрация в другие территориальные налоговые управления.
Материалы по контрагентам, представивших дополнительные ФНО как к начислению, так и к уменьшению или произвели замену счетов-фактур, что привело к «обнулению» доначисленных сумм, передаются в органы финансовой полиции для принятия процессуального решения.
Для принятия соответствующих мер, согласно законодательства Республики Казахстан и дальнейшего контроля за устранением нарушений по налогоплательщикам, перешедшим в другие территориальные налоговые органы, информация о взаиморасчетах с лжепредприятиями направляется в соответствующий налоговый орган посредством электронной рассылки, к которой подключены все областные налоговые органы.
В связи с вышеизложенным, призываем всех налогоплательщиков, имевших взаиморасчеты с лжепредприятиями и получивших уведомления об устранении нарушений, добросовестно отнестись к исполнению налоговых обязательств, в противном случае взыскание налогов будет произведено налоговыми органами с начислением штрафных санкций и передачей актов налоговых проверок в Департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью г.Астана для возбуждения уголовного дела в соответствии со статье 222 УК РК по факту уклонения от уплаты налогов.
В заключении хочется отметить, что борьба с коррупцией является одним из основных приоритетов государственной политики. Эта непростая проблема остается актуальной и для органов налоговой службы, при проведении работы по сторнированию неуплаченных сумм налогов контрагентами лжепредприятий.

НД по г. Астана


Рассказать друзьям:

Возврат к списку