Учёт

Как защитить покупателей интернет-магазинов?

1556

Мировая пандемия Covid-19 послужила своеобразным толчком для развития электронной торговли. Потребители, опасающиеся за свое здоровье и не желающие проводить много времени в общественных местах, активнее пользуются платформами E-commerce.

Так, если за 2019 год в Казахстане объем электронного рынка составлял чуть более 700 млрд. тенге, то в 2020 году он уже превысил метку в 1,1 трлн. тенге и составил 9,7% от общего розничного товарооборота (11,6 трлн. тенге), сообщает Учет.kz со ссылкой на Минторговли.

Количество покупателей в интернете также показал рост почти на 20%, составив 3,8 млн. активных покупателей по сравнению с 2019 годом, когда их было 3,2 млн. Сегодня на рынке работает около 650-ти интернет-магазинов.

И такой переход к онлайн-торговле может стать долгосрочным трендом.

Однако, среди минусов электронной коммерции - потребители все чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством при оплате товаров через интернет.

Хотя в Казахстане электронная торговля регулируется Законом «О регулировании торговой деятельности», а защита прав и законных интересов участников электронной торговли осуществляется в соответствии с законами «О регулировании торговой деятельности» и «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей в существующем законодательстве об обороте товаров в сети Интернет находят ряд пробелов.

Как отметили в Комитете по защите прав потребителей Минторговли, в 2020 году к ним поступило 689 жалоб от потребителей на действия онлайн-магазинов. По итогам принятых мер казахстанским гражданам возвращено 13,2 млн. тенге.

С начала 2021 года уже поступило 265 жалобы, по итогам принятых мер казахстанским гражданам возвращено 794,881 тыс. тенге.

Причинами обращений казахстанцев в КЗПП являются:

  • уклонение от регистрации в органах государственных доходов (интернет-магазины зарегистрированы только в социальных сетях, olx, satu, market);
  • отсутствие возможности обмена или возврата товара (в связи с отсутствием информации о продавцах);
  • ненадлежащее качество доставленного товара;

При этом, в большинстве случаев у потребителей нет возможности проверить качество товара до оплаты полной стоимости (АО «Казпочта» обязывает потребителей внести полную сумму товара, для раскрытия почтового отправления).

  • непредставление информации о товаре (товар направляется потребителю без ярлыков, этикеток, без документа, подтверждающего факт приобретения товара);
  • отсутствие информации о продавце (на сайтах и в социальных сетях интернет-магазинов не указываются реквизиты, контактные номера);
  • отсутствие возможности у потребителей затребовать документы, подтверждающие качество товаров (сертификат соответствия);
  • срыв сроков доставки (чаще всего без уведомления об этом потребителя);
  • ограничение выбора, навязывание определенного спектра товаров;
  • мошенничество; интернет-магазины, осуществляющие деятельность в социальных сетях и требуя 100% предоплату, после оплаты удаляют аккаунты и оставляют потребителей без товаров и денег;
  • обман потребителей - продавцы, требуя 100% предоплату, высылают потребителям некачественный товар без обратной связи и достоверной информации о продавце.

Для устранения выявленных пробелов, разъяснили разработчики концепции законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав потребителей», будет проведена актуализация законодательства.

К примеру, злоумышленники создают сайт, заполняя его вымышленной продукцией с установлением цен ниже рыночных (с предложением скидок и распродаж), а также с опцией 100%ной предоплаты безналичным расчетом, посредством банковской карты. При этом, после оплаты заказа товар до покупателя не доходит, а сам интернет-магазин исчезает.


"Чтобы остановить рост количества обманов и мошенничества в интернет-торговле необходим более четкий порядок правового регулирования электронных продаж. Поэтому мы предусматриваем обязательное включение в будущем законопроекте отдельного раздела по дистанционному способу продажи товаров. - Для действенной защиты прав потребителей в электронной торговле мы будем учитывать меры, которые предлагает гражданское общество. В своей концепции мы предусмотрели установление минимального перечня сведений при заключении электронного договора, обязательную регистрацию сайта и предоставление сведений об ответственном юридическом лице, подтверждение о действительном занятии электронной коммерцией", - рассказал заместитель Председателя КЗПП Алмас Абжаппаров.