Исполнение уведомлений по камеральному контролю электронным способом

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Исполнение уведомлений по камеральному контролю электронным способом

Органами налоговой службы на постоянной основе осуществляется камеральный контроль путем сопоставления сведений, отраженных налогоплательщиками в налоговой отчетности, а также на основании анализа сведений уполномоченных государственных органов.

Согласно пункту 1 статьи 587 Налогового кодекса в случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляется уведомление об устранении нарушений, выявленных органами налоговой службы по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений (далее - Уведомление).

В соответствии с пунктом 2 статьи 587 Налогового кодекса исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных органами налоговой службы по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).

Электронным налогоплательщикам, то есть налогоплательщикам, заключившим соглашение об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами (имеющим ЭЦП, криптоключ), уведомления по камеральному контролю вручаются электронным способом и направляются в Web-приложение Кабинет налогоплательщика (КНП). Web-приложение КНП является интернет-ресурсом уполномоченного органа, предназначенным для получения налогоплательщиком электронных налоговых услуг и исполнения им налоговых обязательств.
Учитывая, что представление заявления для постановки на регистрационный учет в качестве электронного налогоплательщика является согласием на обмен электронными документами посредством электронных каналов связи, налогоплательщику необходимо регулярно посещать КНП, Это можно сделать как в терминалах при налоговых управлениях, так и в интернет-кафе, а также в любой точке мира при наличии доступа во всемирную сеть Интернет.


Как войти в Кабинет налогоплательщика


Для того чтобы войти в КНП, необходимо запустить интернет-обозреватель (например, Internet Explorer) и ввести адрес http://cabinet.salyk.kz. Инструкция по настройке браузеров для работы с КНП размещена на главной странице КНП.

При первом входе в КНП нужно установить флажок в поле «Провести настройку компьютера», нажать на кнопку «Вход с личного компьютера» и выполнить действия, предложенные мастером настройки.
Выставлено ли уведомление по камеральному контролю
Новое уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, при входе в КНП выводится автоматически. Для его просмотра и распечатки необходимо наличие установленной программы Adobe Reader версии не ниже 7.0.

При получении уведомления требуется поставить отметку об ознакомлении, в противном случае дальнейшая работа с функционалом КНП будет невозможна.

Уведомления, с которыми налогоплательщик уже ознакомился, хранятся в разделе «Сервисы> Уведомления / Извещения». Для их просмотра необходимо:

- в поля фильтрации на странице Кабинет налогоплательщика > Сервисы > Уведомления/Извещения ввести основные параметры поиска: налоговый период, дата получения;

- в поле «Наименование документа» в выпадающем списке выбрать значение «Уведомление по камеральному контролю»;

- в поле «Отправитель» выбрать источник данных «ЕХД», затем нажать на кнопку «Найти». На странице отобразится таблица со списком
Уведомлений, полученных за указанный период.
При этом, в КНП налогоплательщику придет только само уведомление по камеральному контролю, а приложения к нему необходимо запросить на свой электронный адрес. Для этого необходимо:

- зайти в журнал уведомлений на странице «Кабинет налогоплательщика > Сервисы > Уведомления/Извещения»;

- в столбце «Действия» данного журнала нажать на изображение конверта;

- ввести в открывшемся окне адрес электронной почты, на который будет отправлено данное уведомление с приложениями;

- нажать кнопку «Отправить»;

- после на указанный электронный адрес придет сообщение, во вложении к которому будет уведомление с полным объемом приложений.
Напоминаем, в соответствии со статьей 608 Налогового кодекса уведомление, направленное электронным способом, считается врученным с даты доставки уведомления органом налоговой службы в веб-приложение. Данный порядок действует с 1 января 2012 года.

Исполнение уведомлений по камеральному контролю
посредством функционала web-приложения КНП

Согласно нормам Налогового кодекса уведомление по камеральному контролю исполняется двумя способами: представлением налоговой отчетности либо пояснения. То есть исполнением уведомления по камеральному контролю признается:

1) представление налогоплательщиком налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения – это в случае, если налогоплательщик согласен с нарушениями, указанными в уведомлении;

2) представление пояснения по нарушениям, указанным в уведомлении – это в случае, если налогоплательщик не согласен с ними.
В текущем году реализована возможность исполнения уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам автоматизированного камерального контроля, не только путем представления ДФНО, но и путем представления электронного пояснения, то есть в случае не согласия с нарушением.

Таким образом,

- по нарушениям, указанным в уведомлении, с которыми налогоплательщик согласен, в КНП можно сформировать дополнительную форму налоговой отчетности по уведомлению (далее - ДФНО);

- по нарушениям, указанным в уведомлении, с которыми налогоплательщик не согласны, в КНП можно сформировать пояснение с указанием обстоятельств, являющихся основанием несогласия с выявленными нарушениями.

Просим обратить внимание на обязательные требования, которым должно соответствовать пояснение согласно нормам налогового законодательства.

Пунктом 2-1 статьи 587 Налогового кодекса установлено, что пояснение должно содержать:

1) дату подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом);

2) фамилию, имя и отчество (при его наличии) либо полное наименование лица, представляющего пояснение, его место жительства (место нахождения);

3) идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);

4) наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;

5) обстоятельства, являющиеся основанием для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями;

6) перечень прилагаемых документов.

Кроме того, статья дополнена нормой, которая говорит о том, что если налогоплательщик в пояснении ссылается на какие-либо подтверждающие документы (за исключением налоговой отчетности), то их обязательно необходимо приложить. То есть если пояснение соответствует всем перечисленным требованиям (в совокупности), то его представление в налоговый орган является исполнением уведомления по камеральному контролю.

Напоминаем, неисполнение в установленный срок Уведомления влечет:

- приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика в соответствии со статьей 611 НК;

- снятие с регистрационного учета по НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 571 НК;

- назначение внеплановой налоговой проверки в соответствии со статьей 627 НК;

- применение административных мер в соответствии со статьей 219 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» за невыполнение налогоплательщиком законных требований органов налоговой службы и их должностных лиц;

- обращение в рамках взаимодействия к органам финансовой полиции в целях содействия в осуществлении налогового контроля (статья 24 НК).


Вернемся к новым возможностям функционала web-приложения КНП. Итак, после ознакомления с уведомлением, то есть проставления отметки в поле «С уведомлением ознакомлен» система запросит «Желаете перейти к исполнению уведомления?».

Если нажать «ДА», станет доступным блок исполнения уведомления с выбором способа исполнения:

1. – «Создать дополнительную по уведомлению ФНО»;

2. – «Создать пояснение»



В случае если налогоплательщик согласен с нарушением, то есть нарушение подтверждено и подлежит устранению, необходимо нажать на кнопку «Создать дополнительную по уведомлению ФНО», после в журнале форм КНП будет создан черновик соответствующей ДФНО, при этом поля формы будут предзаполнены информацией об Уведомлении, то есть будут указаны регистрационным номером такого Уведомления и его дата. При этом, необходимо учесть что количество строк в приложениях к дополнительной налоговой отчетности не должно превышать 500 строк, иначе для представления более объемной ФНО необходимо использовать приложение ИС СОНО.

В случае если налогоплательщик не согласен с нарушением, то есть имеются объективные обстоятельства, согласно которым нарушение отсутствует либо допущено не им, а его контрагентом, в этом случае есть возможность исполнить уведомление представлением электронного пояснения, для этого необходимо нажать на кнопку «Создать пояснение». После нажатия станет доступным шаблон электронного пояснения:


В текстовом поле (отметка - «1») необходимо ввести суть пояснения - обстоятельства, являющиеся основанием для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями.

Затем нужно будет выбрать причину несогласия (отметка – «2»): «ошибка контрагента», «договор финансового лизинга», «техническая ошибка» либо «иное».

Если в пояснении налогоплательщик ссылается на какие-либо подтверждающие документы (за исключением ФНО), то отсканированные копии таких документов прикладываете к пояснению (отметка – «3»). При этом, здесь также есть ограничение по объему прикрепленных файлов. В случае если размер направляемых файлов превышает 10 Мбайт, то нужно будет разбить файлы и направить их несколькими сообщениями, то есть дополнительным пояснением. Количество посылок файлов в рамках одного нарушения неограниченно. Также сообщаем, что в КНП есть ограничение по хранению отправленных файлов, они будут доступны для просмотра в КНП в течение 60 календарных дней с момента отправки пояснений.

После вложения файлов необходимо нажать на кнопку «Сохранить», затем «Отправить» (отметка – «4»).

После того как налоговый комитет получит пояснение в журнале отправленных пояснений статус пояснения изменится на «Доставлено в НО» (отметка – «1»).


Реализована возможность распечатки отправленного пояснения, для этого необходимо нажать на кнопку «Печать», размещенную в столбце «Действия» (отметка – «2»).

На основании данных, введенных налогоплательщиком при заполнении пояснения, и регистрационных сведений, имеющихся в налоговых органах по такому налогоплательщику, будет сгенерировано пояснение следующего вида:



Пояснение будет содержать сведения, отраженные в Уведомлении, на которое сформировано такое пояснение, а именно

- наименование налогового органа, которым выставлено Уведомление (отметка – «1»);

- номер и дату Уведомления (отметка – «2»).

Кроме того, автоматически будут выведены сведения:

- РНН налогоплательщика, ИИН (БИН) (отметка – «3»);

- адрес налогоплательщика (отметка – «4»);

- пояснение, введенное налогоплательщиком в шаблоне пояснения (отметка – «6»);

- кол-во отправленных файлов (отметка – «7»);

- дата отправки пояснения (отметка – «8»).

Сгенерированное пояснение можно не только распечатать, но и сохранить локально.

Подтверждение о принятии электронного пояснения налоговым органом является уведомление о приеме налоговым органом пояснения на уведомление в электронном виде:


Такое уведомление также как и электронное пояснение можно распечатать и сохранить локально. Уведомление о приеме пояснения будет доступно в столбце «Действия» журнала пояснений (отметка – «2»):


Обратная связь
В случае возникновения трудностей при получении уведомления в КНП либо исполнении его электронным способом налогоплательщик может обратиться за помощью:

- к справочной информации КНП;

- в налоговый орган по месту регистрации;

- на службу поддержки НК МФ РК, электронный адрес - sonoSD@mgd.kz;

- разместить обращение на Форуме НК МФ РК (http://forum.salyk.kz ).

Кроме того, создан электронный адрес kk@mgd.kz, на который можно обращаться по всем вопросам, возникающим по автоматизированному камеральному контролю.

C жалобами на неправомерные действия сотрудников налоговых органов по вопросам камерального контроля можно обратиться:

- на телефон доверия НК МФ РК 8 (7172) 71-79-63;

- на электронную книгу жалоб call-e-tax@mgd.kz;

- на Интернет-блог Председателя НК МФ РК.


НД по Карагандинской области


Рассказать друзьям:

 
Текст сообщения*

Возврат к списку