Информация по системе обязательного социального страхования

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Информация по системе обязательного социального страхования

Обязательное социальное страхование, представляющее собой дополнительную форму социальной защиты населения для компенсации части утраченного дохода в связи с наступлением социального риска, введено с 1 января 2005 года. С этого момента из Государственного фонда социального страхования (далее – Фонд) осуществлялись социальные выплаты на случай:

  • утраты трудоспособности;
  • потери кормильца;
  • потери работы.

Позднее, с 2008 года, обязательное социальное страхование дополнено ещё двумя видами социальных рисков:

  • по потере дохода в связи с беременостью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка;
  • по потере дохода в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста одного года.

За 2005-2012 годы наблюдается значительный рост (почти в 40 раз) количества получателей долгосрочных социальных выплат – по утрате трудоспособности и потере кормильца (таблица 1).

Таблица 1


2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

количество получателей социальных выплат по утрате трудоспособности (человек)

1 302

7 520

15 915

24 147

32 682

39 631

46 031

52 617

количество получателей социальных выплат по потере кормильца (человек)

549

2 495

5 581

8 587

11 624

14 490

17 898

20 631

Ежемесячные социальные выплаты по утрате трудоспособности выплачиваются до достижения пенсионного возраста, социальные выплаты по потере кормильца до достижения иждивенцами возраста совершеннолетия, а в случае очной формы обучения в организациях высшего образования – до 23-летнего возраста.

В связи с этим, стремительными темпами происходит ежегодный прирост получателей по данным видам выплат и в настоящее время их количество не достигло своего полного масштаба, которое ожидается примерно к 2020 году. Остро стоит вопрос осовременивания данных выплат, которые производятся Фондом на основании решения Правительства Республики Казахстан (таблица 2).

Таблица 2

Дата

повышения

Количество

получателей

(человек)

Годовая

инфляция

Индекс номинальной заработной платы

Размер

повышения

с 1 января 2008 года

17 518

18,8%

за 2007 год

28,7%

за 2007 год

на 15%

с 1 января 2010 года

34 645

6,2%

за 2009 год

10,7%

за 2009 год

на 9%

с 1 января 2011 года

42 200

7,8%

за 2010 год

15,3%

за 2010 год

на 7%

с 1 января 2012 года

50 809

7,4%

за 2011 год

16,0%

за 2011 год

на 7%

с 1 января 2013 года

58 978

6,0%

за 2012 год

12,3%

за 2012 год

на 16%

При этом, индексацию данных выплат следует производить соразмерно росту заработной платы в стране.

Всего за время существования обязательного социального страхования (c 2005 года) Фондом выплачено 285,2 млрд. тенге, из которых 264 млрд. тенге или 93% - в связи с материнством и детством* (таблица 3).

таблица 3


2008

2009

2010

2011

2012

Общая сумма социальных выплат (млн.тенге)

29 472

44 849

55 772

68 771

85 533

в том числе:






Сумма социальных выплат по беременности и родам (млн.тенге)

14 660

21 699

26 034

32 699

42 273

Количество получателей социальных выплат по беременности и родам (человек)

89 323

120 931

128 913

140 425

152 199

Сумма социальных выплат по уходу за ребенком до одного года (млн.тенге)

13 349

20 116

25 730

30 786

36 623

Количество получателей социальных выплат по уходу за ребенком (человек)

197 762

250 894

267 611

290 255

320 024

За последние три года наблюдается снижение темпов роста поступлений социальных отчислений в Фонд. Так, за
2012 год темп роста социальных выплат (24%) превысил темп роста поступлений социальных отчислений (17,4%).

Проведенный анализ выявил ряд ключевых проблем, требующих решения путем изменения законодательства:

  1. нарушались страховые принципы.

Социальные отчисления уплачивались в Фонд от 10 МЗП (с 01.01.2013г. 10 МЗП = 186 600 тенге), а при назначении выплат использовался доход в пределах 75 МЗП, т.е. доходы, с которых уплачивались обязательные пенсионные взносы, которые включали в себя помимо заработной платы также косвенные доходы (медицинское страхование, спортивно-оздоровительные мероприятия и т.п.)

  1. нарушалась социальная справедливость.

За счет поступлений социальных отчислений от участников системы обязательного социального страхования с доходами в пределах 10 МЗП были осуществлены социальные выплаты по беременности и родам женщинам, с доходами свыше 10 МЗП (таблица 4).

Таблица 4


Доход (тенге)

Ежемесячная сумма СО (тенге)

Коэффициент (при обычных родах)

Выплата по беременности и родам из Фонда (тенге)

Пособия на рождение первого ребенка из гос. бюджета (тенге)

Выплата по уходу за ребенком из Фонда (тенге)*

Всего выплата по уходу за ребенком из Фонда за год (тенге)

Всего выплат

(тенге)

гр.1

гр.2

гр.3 = 10МЗП*5%

гр.4

гр.5

гр.6 = 30 МРП

гр.7

гр.8

гр.9





единовременно

единовременно

ежемесячно



СМЗ по экономике

101 079

5 054 тенге

4,2

424 532

51 930

40 432

485 184

961 646

Служащая

186 600

9 330 тенге

4,2

783 720

51 930

74 640

895 680

1 731 330

Сотрудница банка

500 000

9 330 тенге

4,2

2 100 000

51 930

74 640

895 680

3 047 610

Индивидуальный предприниматель

1 399 500

9 330 тенге

4,2

5 877 900

51 930

74 640

895 680

6 825 510

* СВур составляет 74% от среднемесячной заработной платы женщины в РК за 2012 год

В данной таблице приведены примеры расчета выплат по материнству и детству женщинам с доходами 10 МЗП и выше. При уплате ежемесячных социальных отчислений в одинаковом размере 9 330 тенге, размер социальной выплаты по беременности варьируется от 783 тыс.тенге до 5,9 млн. тенге. Вряд ли можно считать сумму 5,9 млн.тенге социальным пособием.

При этом, социальные выплаты по уходу за ребенком до 1 года в размере 74 640 тенге в месяц составляют 74% от среднемесячной заработной платы в среднем по экономике, что в значительной мере может покрыть соответствующие расходы матери.

По данным Агентства РК по статистике за январь-декабрь 2012 года среднемесячная заработная плата по экономике (СМЗ) составила 101 079 тенге. Основная масса работающих женщин (86%) получают доходы до 6 МЗП (104 634 тенге). При этом, доля женщин-участников системы обязательного социального страхования, имеющих доходы в пределах 10 МЗП, составила 98,8%.

Поэтому у подавляющего числа женщин, получающих доходы до 10 МЗП со стажем участия в системе социального страхования 12 месяцев, после изменения Закона РК «Об обязательном социальном страховании», утраченный доход в связи с беременностью и родами будет полностью покрываться за счет средств Фонда (таблица 5).

Таблица 5


2012 год

количество женщин, за которых уплачивались социальные отчисления в Фонд (тыс. чел.)

2 619

среднемесячная заработная плата (тенге)

101 079

количество женщин с доходами до 6 МЗП (в пределах СМЗ по экономике) (тыс. чел.)

2 260

доля к общему количеству (%)

86

10 МЗП (тенге)

174 390

количество женщин с доходами до 10 МЗП (тыс. чел.)

2 588

доля к общему количеству (%)

98,8

количество женщин с доходами свыше 10 МЗП (тыс. чел.)

31

доля к общему количеству (%)

1,2

  1. угроза нарушения финансовой устойчивости Фонда

Согласно актуарным расчетам к 2025 году долгосрочные обязательства (по утрате трудоспособности и потере кормильца) достигнут уровня 1,6 трлн. тенге. При сохранении действовавшего механизма назначения социальной выплаты по беременности и родам, резервы Фонда составят 11,3 млрд. тенге, в то время как его минимальный уровень, согласно требованиям Закона должен составлять 161 млрд. тенге. Все это приведет к дефолту Фонда, т.е. неспособности выплачивать обязательства по всем пяти видам социальных рисков (таблица 6).

Таблица 6


2005

2010

2015

2020

2025

2030

Поступление активов Фонда

13 920

142 012

295 065

515 093

823 931

1 363 510

Социальные выплаты

10

55 772

171 288

411 740

819 577

1 623 824

Накопленные активы

13 701

265 126

824 521

1 401 728

1 605 231

950 159

Долгосрочные обязательства

10 193

51 049

212 512

647 691

1 616 596

2 811 278

Резервы

3 484

210 801

612 009

754 037

-11 366

-1 861 120

Минимальный резерв

1 019

5 105

21 251

64 769

161 660

281 128

Поэтому назрела острая необходимость изменения законодательства об обязательном социальном страховании, и прежде всего – по механизму назначения выплат по беременности и родам, что позволит обеспечить:

  1. соблюдение страховых принципов, то есть адекватности социальных выплат к уплаченным суммам социальных отчислений с учетом ограничения на доход (10 МЗП);
  2. соблюдение принципа социальной справедливости, то есть исключение возможности назначения социальной выплаты женщинам с доходами свыше 10 МЗП за счет поступивших социальных отчислений от доходов ниже 10 МЗП;
  3. сохранение финансовой устойчивости Фонда;
  4. ежегодную индексацию долгосрочных социальных выплат (по утрате трудоспособности и потере кормильца) из Фонда.

Пресс-служба МТиСЗ



Рассказать друзьям:

Возврат к списку