В настоящее время Министерствами национальной экономики и финансов обсуждается ПРОЕКТ объединенных Налогового и Таможенного кодексов, который вступит с 1 января 2017 года.
Целью разработки Кодекса является унификация налоговых и таможенных процедур, их совершенствование и упрощение для налогоплательщиков и участников внешнеэкономической деятельности.
На сегодняшний день ставки налога установлены (в МРП), определяются по категориям транспортных средств (легковые, грузовые и т.д.) - в зависимости от объема двигателя, грузоподъемности, количества посадочных мест, мощности двигателей.
Так же, существуют ДРУГИЕ ПЛАТЕЖИ В БЮДЖЕТ, СВЯЗАННЫЕ С ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ:
Регистрационный сбор
• Взимается с физических и юридических лиц за государственную регистрацию, перерегистрацию транспортных средств, а также за выдачу дубликата документа, удостоверяющего государственную регистрацию
• Ставки установлены в МРП в зависимости от вида транспортного средства. При этом за первичную регистрацию автотранспортных средств по сбору установлена прогрессивная шкала ставок в зависимости от срока эксплуатации транспортных средств (от 0,25 до 2500 МРП)
Сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
• Взимается за выезд с территории РК отечественного автотранспорта, при перевозке грузов и пассажиров в международном сообщении, транзит иностранного автотранспорта, за проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспорта по территории РК
Плата за эмиссии в окружающую среду
Уплачивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за фактический объем выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников ежеквартально по ставкам в МРП в зависимости от вида используемого топлива
Но при этом существуют сложности:
• определения суммы налога, прежде всего для физических лиц, ввиду необходимости учета факторов, влияющих на размер налога - категория транспортных средств (легковые или грузовые, легковые или автобусы и т.д.), объем двигателя, грузоподъемность, количество посадочных мест, мощность двигателя в киловаттах, в лошадиных силах
• администрирования налога с физических лиц - отсутствие единого реестра транспортных средств (сведения содержатся в эталонных базах данных (БД) разных госорганов), дополнительные расходы государства на создание систем взаимодействия БД, миграция транспорта, отсутствие сведений о наличии права собственности на автотранспортные средства (отсутствует норма о регистрации права собственности на автотранспортные средства), неактуальность сведений БД
• установления льгот, ориентированных на категории налогоплательщиков, а не на объект обложения, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий не соответствует международной практике, в соответствии с которой политика обложения ориентируется только на объект и безразлична к статусу владельца объекта.
С 1 января 2017 года Проектом нового кодекса ориентируясь на Международной практике налогообложения транспортных средств
- источники загрязнения окружающей среды, потребляющие ГСМ, которые облагаются через:
ежегодный платеж за выбросы CO2 (Германия, Франция),
ежегодный платеж от мощности двигателя (Франция),
налог с реализации ГСМ (США - транспортные налоговые сборы).
При этом ставки налога (платежа) снижаются для экологически чистых авто (Израиль)
- объекты, амортизирующие дорожные покрытия (пробег по километражу - в отдельных штатах США), налог на грузовой автотранспорт в зависимости от грузоподъемности (Великобритания)
Таким образом, в целях совершенствования налогообложения транспортных средств, введения принципа справедливого налогообложения, когда оплата будет производится пропорционально интенсивности использования автомобиля, стимулирования перехода на экологичные виды транспорта рабочая группа по разработке нового кодекса предлагает:
• отменить налог на транспортные средства с переносом нагрузки в ставки акциза на ГСМ
сохранить регистрационный сбор, плату за эмиссии в окружающую среду, сбор за проезд автотранспортных средств на территории РК
Примерный расчет акциза на производство и импорт при отмене транспортного налога на основе данных 2015 года
|
Действующая ставка акциза на оптовую реализацию производителями и импорт нефтепродуктов (тенге) |
Объем произведенного и импортированного топлива (тыс.тонн) за 2015 год |
Сумма налога на транспортные средства за 2015 год (тыс.тенге) |
Ставка акциза, заменяющая сумму транспортного налога, (тенге) |
Итого ставка акциза на производство и импорт ГСМ, (тенге) |
|||
тонна |
литр |
тонна |
литр |
тонна |
литр |
|||
бензин (импорт) |
4500 |
3,2 |
821 |
|
5300 |
3,9 |
9800 |
7,1 |
бензин (производство, ставка увеличена с 01 января 2016 года) |
10500 |
7,6 |
2614 |
|
12300 |
9,0 |
22800 |
16,6 |
дизельное топливо (импорт) |
540 |
0,4 |
238 |
|
1500 |
1,2 |
2040 |
1,6 |
дизельное топливо (производство) |
540 |
0,4 |
3671 |
42 277 826 |
1500 |
1,2 |
2040 |
1,6 |
Примерный расчет акциза на производство, импорт и розничную реализацию нефтепродуктов при отмене транспортного налога на основе данных 2015 года
|
Действующая ставка акциза на розничную реализацию нефтепродуктов (тенге) |
Объем реализованного топлива (тыс.тонн) за 2015 год |
Сумма налога на транспортные средства за 2015 год (тыс.тенге) |
Ставка акциза, заменяющая сумму транспортного налога (тенге) |
Итого ставки акциза на розничную реализацию (тенге) |
|||
тонна |
литр |
тонна |
литр |
тонна |
литр |
|||
бензин (импорт) |
4500 |
3,2 |
821 |
|
4600 |
3,4 |
9100 |
6,6 |
бензин (производство, ставка увеличена с 01 января 2016 года) |
10500 |
7,6 |
2614 |
|
10600 |
7,7 |
21100 |
15,4 |
бензин (розница) |
500 |
0,36 |
2885 |
|
1700 |
1,2 |
2200 |
1,6 |
дизельное топливо (импорт) |
540 |
0,4 |
238 |
|
1400 |
1,1 |
1940 |
1,5 |
дизельное топливо (производство) |
540 |
0,4 |
3671 |
|
1400 |
1,1 |
1940 |
1,5 |
дизельное топливо (розница) |
60 |
0,05 |
4031 |
42 277 826 |
150 |
0,1 |
210 |
0,2 |
Последствия отмены налога на транспортные средства с переносом налоговой нагрузки в акциз
• Соответствие политике сохранения и защиты окружающей среды
• Справедливый подход налогообложения транспортных средств - насколько эксплуатируешь, настолько и платишь. При этом для старых автомобилей с небольшим объемом двигателя нагрузка повысится, а для новых, с большим объемом двигателя - значительно снижается
Справочно:
При увеличении акциза на 9 тенге с 1 литра, пробеге автомобиля 14,0 тыс. км в год:
- по автомобилю с V -1,6 л. (расход топлива - 7л/100 км) налог составляет 6363 тенге, сумма акциза составит 8 820 тенге. Рост 39%.
- по автомобилю с V -3,0 л. (расход топлива - 14л/100 км) налог составляет 19 089 тенге, сумма акциза составит 17 640 тенге. Снижение на 8%.
- по автомобилю с V- 4,7 л. (расход- 25л/100 км), зарегистрирован до 31.12.14г., налог составляет 227 947 тенге, сумма акциза составит 31 500 тенге. Снижение в 7,2 раза.
- по автомобилю с V - 4,7 л. (расход- 25л/100 км), зарегистрирован после 31.12.14г., налог составляет 424 200 тенге, сумма акциза составит 31 500 тенге. Снижение в 13,5 раз.
• Экономия ресурсов налогоплательщика и государства по исполнению налоговых обязательств
• Упрощение налогового администрирования, так как контроль налоговых органов сконцентрируется в местах реализации ГСМ (АЗС, базы нефтепродуктов)
• Снижение административных барьеров и коррупционных составляющих, связанных с переоформлением права собственности на транспортные средства в уполномоченных органах.
Дополнительно необходимо решить
Вопрос обложения транспорта, работающего на видах топлива, по которым не предусмотрено взимание акциза - воздушные и морские суда, железнодорожный транспорт, транспорт, работающий на газе.
© Учет.kz
Уважаемые подписчики! Обращаем Ваше внимание, что мы не даем ответов в рубрике"Консультации" по ПРЕДПОЛАГАЕМЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ.