-
Работник имеет право на заключение соглашения о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан о противодействии коррупции (дополнение в статью 22 ТК пп. 26).
-
Работодатель обязан при обращении работника в целях сообщения о факте коррупционного правонарушения или оказания иного содействия в противодействии коррупции в организации, работником которой он является, заключить с данным работником при наличии его намерения соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан о противодействии коррупции (дополнение в статью 23 ТК пп. 29).
-
Теперь не допускается трудоустройство: на должность в субъекте квазигосударственного сектора, связанную с выполнением функций, приравненных к государственным, лица, которое в течение трех лет до трудоустройства уволено или освобождено от занимаемой должности, а равно прекратило полномочия по отрицательным мотивам в связи с несоответствием расходов лица его доходам в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» (дополнение в статью 26 ТК пп. 2-1, вводится с 2027 года).
-
В пункт 3 статьи 32 "Документы, необходимые для заключения трудового договора", внесли изменение:
- Теперь Трудовой договор с работником по инициативе работодателя подлежит расторжению в случаях несоответствия расходов лица, на которого распространяются требования Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции», его доходам, влекущему увольнение или освобождение от занимаемой должности, а равно прекращение полномочий по отрицательным мотивам в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» (дополнение в пункт 1-1 статьи 52). При это такое расторжение трудового договора производится на основании уведомления уполномоченного органа по противодействию коррупции (изменение вводится с 2027 года).
- Изменения также внесены в пункт 4 статьи 139:
1) ранее совершившее коррупционное преступление;
2) которое в течение трех лет до поступления на гражданскую службу уволено или освобождено от занимаемой должности, а равно прекратило полномочия по отрицательным мотивам в связи с несоответствием расходов лица его доходам в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» (данное изменение вводится с 2027 года).
- В статью 159 внесли дополнение в части рассмотрения трудового спора с сотрудником, оказавшим содействие в противодействии коррупции (статью дополнили пунктом 4-1):
Приглашение представителя уполномоченного органа по противодействию коррупции производится путем направления организацией, указанной в части первой настоящего пункта, уведомления и соответствующих материалов, связанных с трудовым спором, в уполномоченный орган по противодействию коррупции с указанием места и времени рассмотрения трудового спора не позднее трех рабочих дней до его рассмотрения.
В случае неявки представителя уполномоченного органа по противодействию коррупции на рассмотрение трудового спора заседание согласительной комиссии проводится без его участия в порядке, определенном настоящей статьей, с учетом особенностей, установленных Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции».
Требования частей первой, второй и третьей настоящего пункта действуют в течение трех лет с даты приема уполномоченными государственными органами сообщения работника о факте коррупционного правонарушения или с момента оказания им иного содействия в противодействии коррупции.
В случае поступления руководителю организации уведомления уполномоченного органа по противодействию коррупции о необходимости рассмотрения индивидуального трудового спора между работником, в том числе ранее состоявшим в трудовых отношениях, оказавшим содействие в противодействии коррупции, и работодателем работодатель обязан принять меры по рассмотрению данного спора в порядке, определенном настоящей статьей, с учетом особенностей, установленных Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции».
Как отмечалось ранее, данные изменения приняты в целях дальнейшего совершенствования законодательства о противодействии коррупции и формирования эффективной системы противодействия коррупции путем введения новых инструментов превенции коррупции на основе передовых международных стандартов.
«Основными задачами законопроекта являются минимизация коррупционных проявлений посредством превентивных мер контроля необоснованного обогащения лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и приравненных к ним, а также обеспечение надлежащей защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, в том числе путем гарантий от ущемления их трудовых прав и конфиденциальности представленной информации».
Отмечено, что принятие законопроекта позволит обеспечить:
- выявление теневых доходов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и приравненных к ним;
- траспарентность антикоррупционной политики государства;
- снижение коррупции как негативного фактора для социально-экономического развития государства;
- повышение активности гражданского общества в противодействии коррупции;
- формирование антикоррупционной культуры;
- создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции.