Учёт

Планируется введение ограничений на осуществление платежей в наличном порядке, установления лимита на снятие наличных денег с банковских счетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

6670
В Комитете государственных доходов Министерства финансов РК (далее - Комитет) прошел брифинг на тему: «Уменьшение теневого оборота: Принимаемые меры по противодействию теневой экономике».

В целях снижения оборотов теневой экономики необходимы не только карательные меры в рамках уголовного права, но и совершенствование нормативно-правовых механизмов, направленных на предупреждение совершения правонарушений, связанных с лжепредпринимательством, выводом капитала за границу, уклонением от уплаты налога и других обязательных платежей в бюджет, экономической контрабандой, незаконным оборотом нефти и нефтепродуктов, алкогольной продукции, незаконным игорным бизнесом и фальшивомонетничеством, а также профилактика таковых преступлений.

Так, только за три месяца текущего года по Республике совершено в сфере теневой экономике 1311 преступлений, из которых:

- Лжепредпринимательство – 306 преступлений;

- Уклонение от уплаты налога – 147 преступлений;

- Экономическая контрабанда – 96 преступлений;

-Незаконное хранение нефти и нефтепродуктов – 25 преступлений;

- Незаконный оборот алкогольной продукции – 72 преступления;

- Незаконный игорный бизнес – 85 преступлений;

- Фальшивомонетничество – 580 преступлений.

Значительное место в борьбе с теневой экономикой уделено вопросам противодействия лжепредпринимательству, т.к. оно является основой теневой экономики. Именно через «обнальные фирмы» проводится легализация преступных доходов, совершается хищение денежных средств и уклонение от уплаты налогов.

В этой связи, Комитетом до 1 июня 2015 года разработает законодательные меры (Проект) по вопросам введения ограничений на осуществление платежей в наличном порядке, установления лимита на снятие наличных денег с банковских счетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (для физических лиц – общая сумма полученной наличности не должна превышать 3 тыс. МРП в месяц; для юридических лиц - не более 10 тыс. МРП в месяц.)

В соответствии с требованиями закона «О платежах и переводах денег» сделки на суммы свыше одной тысячи МРП осуществляются только в безналичном порядке. Поэтому предлагаемый нами ежемесячный порог в 10 тысяч МРП направлен на непредвиденные случаи, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности.

Введение данных ограничений не позволит выводить денежные средства в теневой оборот, а также будет способствовать увеличению налоговых поступлений, снижению уровня коррупции, поскольку будет подорвана основа для дачи взяток и хищений бюджетных средств.

Также актуальной является проблема уклонения от уплаты налогов.

Как показывает практика расследования уголовных дел в данной сфере, такие деяния налогоплательщика зачастую не содержат прямого умысла на совершение правонарушения в сфере налогового законодательства, а являются следствием неправильного применения положений закона, непредумышленной арифметической ошибкой и прочие обстоятельства, не содержащие признаки умышленности.

Комитет в рамках рабочей группы при Генеральной прокуратуре РК рассматривает возможность дополнить примечанием статьи 245 УК РК и изложением ее следующей редакцией:

Лицо, добровольно уплатившее сумму недоимки, начисленные пени, сумму штрафов, установленных законодательством Республики Казахстан, освобождается от уголовной ответственности по части первой настоящей статьи, если в его действиях не содержится состав иного преступления.

Несмотря на постоянное принятие КГД мер организационно-практического, законодательного и профилактического характера, борьба с проявлениями теневой экономики предстоит серьезная.

Для этого у СЭР Комитета имеются соответствующие возможности. Это и предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством права, и квалифицированный кадровый аппарат.

Вместе с тем, для искоренения проблемы вывода доходов в тень необходима консолидация усилий всего общества, воспитание казахстанцев в духе нетерпимости к проявлениям теневой экономики и коррупции.

При этом, необходимо постоянно совершенствовать нормативно-правовые механизмы, направленные на либерализацию экономики и улучшение предпринимательского климата.

Пресс-служба КГД МФ РК