Учёт

Новый закон «О реабилитации и банкротстве» направлен на построение эффективной, прозрачной и предсказуемой системы реабилитации и банкротства

3520

Пресс-релиз к Законам Республики Казахстан

«О реабилитации и банкротстве»

«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения»

7 марта 2014 года Главой государства подписаны Законы Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения» (далее – Законы).

Законы направлены на построение эффективной, прозрачной и предсказуемой системы реабилитации и банкротства, что являлось одной из задач обозначенной Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года (утв. Указом Президента Республики Казахстан от 01.02.10 года № 922).

Повышение эффективности системы банкротства приведет к важным экономическим результатам - стимулированию экономического роста и инвестиций, сохранению рабочих мест, содействию сохранения финансовой стабильности.

Конкурентоспособным должникам, оказавшимся в тяжелом финансовом положении и в перспективе способным выйти на уровень рентабельности, Закон позволяет воспользоваться процедурой финансового оздоровления (реабилитации) и избежать ликвидации, а кредиторам - субъектам бизнеса возвратить свои средства.

В случае отсутствия перспективы восстановления платежеспособности должника, Законы обеспечат наиболее рациональное использование и распределение экономической стоимости предприятия, применив к нему процедуры банкротства.

Вместе с тем, Законы устанавливают субсидиарную ответственность должностных лиц и собственника имущества должника в случае непринятия ими мер по восстановлению платежеспособности должника или своевременному инициированию процедуры банкротства в отношении предприятия, а также за сокрытие, уничтожение учетной документации.

Такие лица будут нести личную имущественную ответственность по обязательствам предприятия перед кредиторами, требования которых не были удовлетворены в ходе процедуры банкротства из-за недостаточности имущества должника.

Сведение о руководителях и учредителях банкротов будут размещаться на интернет - ресурсе уполномоченного органа.

Кроме того, для лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, введен запрет на регистрацию предприятий.

Принимая во внимание ключевую роль, в процедурах реабилитации и банкротства управляющих, от его квалификации зависит насколько эффективно будут проведены процедуры, а значит вернут ли кредиторы свои денежные средства. Поэтому кредиторам выбирая кандидатуру управляющего из числа лиц зарегистрированных в уполномоченном органе, необходимо учитывать результаты его деятельности, по ликвидации других банкротов.

Кроме того, для управляющего принятыми Законами установлены конкретные сроки проведения процедурных мероприятий. Расширены виды нарушений, подпадающих под состав административного правонарушения, в частности введена административная ответственность за непредставление информации о ходе осуществления процедур кредиторам. Усилена уголовная ответственность за неправомерные действия при банкротстве, включая лишение права в дальнейшем осуществлять деятельность администратора.

Новыми Законами также предусмотрено обязательное повышение квалификации администраторов.

При этом, если администраторы нарушают требования законодательства, кредиторы вправе расторгнуть с ним соглашение и выбрать более квалифицированного.

Для обеспечения активного участия кредиторов в процедурах, введен институт собрания, расширены их полномочия, путем наделения правами по согласованию всех бизнес-процессов при проведении процедуры, включая выбор кандидатуры управляющего, порядок реализации имущества должника, согласование заключительного отчета. Изменен принцип голосования - принятие решений осуществляется по принципу «один тенге требований – один голос».

В целях пресечения случаев лоббирования интересов должника, путем влияния на решения принимаемые собранием кредиторов и управляющим, предусмотрено исключение участия в процедурах аффилиированных лиц. Кроме того, при отсутствии у должника других кредиторов, кроме заявителя суд отказывает в признании должника банкротом.

Снижены административные барьеры путем исключения вмешательства уполномоченного органа в каждую процедуру, регулирующих взаимоотношения между должником и кредиторами. При этом, уполномоченный орган призван обеспечить соблюдение баланса интересов кредиторов и должника, в том числе путем проведения консультативно-разъяснительных мероприятий.

Вместе с тем, для лиц, которые пожелают использовать систему банкротства в мошеннических целях, барьер будет ужесточен, путем введения системы управления рисков и камерального контроля с использование информационных технологий.

За неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или ложное банкротство предусмотрено лишение учредителей (участников), должностных лиц должника права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

Только за 2013 год, в результате совместной работы с органами финансовой полиции, по обращениям территориальных подразделений и конкурсных управляющих, в отношении 132 должников возбуждены уголовные дела по фактам: преднамеренного и ложного банкротства, уклонения от уплаты налогов, лжепредпринимательства. В отношении 73 должников уголовные дела прекращены по нереабилитирующим основаниям, в отношении руководителей 37 банкротов, вынесены судебные решения о возмещении материального ущерба в сумме 3,3 млрд.тенге. В отношении 2 конкурсных управляющих органами финансовой полиции возбуждены уголовные дела по фактам мошенничества, коммерческого подкупа и дачи взятки.

Наряду с этим, за 2013 год по 110 банкротам, находящихся в стадии ликвидации погашена задолженность по заработной плате в сумме 2,9 млрд.тенге, что составляет 80% от общей задолженности по заработной плате.

Принятые Законы максимально приближены к международным принципам и направлены на обеспечение справедливой системы банкротства, её эффективности, стабильности и предсказуемости, для защиты интересов, как кредиторов, так и должника и призван повысить доверие кредиторов и общества в целом к системе реабилитации и банкротства.

Налоговый комитет МФ РК