Учёт

Порядок проведения контрольного закупа в области техрегулирования для госконтроля и надзора за продукцией: проект правил

1540

Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан разработан и вынесен на обсуждение проект приказа Об утверждении Правила организации и проведения контрольного закупа в области технического регулирования, сообщает  Учет.kz

Данный проект позволит определить порядок организации и проведения контрольного закупа в области технического регулирования с целью проведения государственного контроля и надзора за продукцией в отношении которой введены в действие технические регламенты, на стадии выпуска ее в обращение, за исключением продукции, подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому, ветеринарно-санитарному, карантинно-фитосанитарному контролю и надзору.  

В соответствии с подпунктом 16-2) пункта 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О техническом регулировании» решено утвердить Правила организации и проведения контрольного закупа в области технического регулирования.

В Правилах используются следующие основные понятия:

1) государственный контроль и надзор в области технического регулирования – деятельность ведомства уполномоченного органа в области технического регулирования, его территориальных подразделений и их должностных лиц, направленная на предупреждение, выявление, пресечение нарушений законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования в целях обеспечения безопасности объектов технического регулирования для жизни и здоровья человека и окружающей среды, в том числе растительного и животного мира, защиты имущества физических, юридических лиц и государства, в том числе через обеспечение достоверности их оценки соответствия, исключения ситуаций, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности и качества объектов технического регулирования, и устранения технических барьеров в торговле;

2) орган контроля и надзора – ведомство уполномоченного органа в области технического регулирования и его территориальные подразделения;

3) должностное лицо – лицо, осуществляющее государственный контроль и надзор в области технического регулирования, является:

  • главный государственный инспектор Республики Казахстан по государственному контролю и надзору и (или) его заместитель;

  • главные территориальные государственные инспекторы по государственному контролю и надзору;

  • государственные инспекторы по государственному контролю и надзору;

4) продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях, за исключением продукции, подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому, ветеринарно-санитарному, карантинно-фитосанитарному контролю и надзору;

5) субъект контроля и надзора – зарегистрированное в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающие в отношении объектов технического регулирования правом владения, пользования и (или) распоряжения в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;

6) уполномоченный орган в области технического регулирования – центральный исполнительный орган и территориальные органы, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области технического регулирования;

7) испытание – процедура в рамках подтверждения соответствия либо самостоятельная форма оценки соответствия, проводимая испытательной лабораторией (центром), результатом которой является определение по установленной методике одной или нескольких количественных и (или) качественных характеристик свойств образца продукции, иного объекта оценки соответствия;

8) испытательная лаборатория (центр) – юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, действующее от его имени, осуществляющее испытания (исследования);

9) контрольный закуп – осуществление органом контроля и надзора покупки в рамках контроля продукции в форме товара.

Требования к организации контрольного закупа

Контрольный закуп с последующим проведением испытаний осуществляется в целях выявления факта выпуска в обращение продукции на ее соответствие требованиям технических регламентов, а также за соблюдением субъектами государственного контроля и надзора в области технического регулирования требований, установленных законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан либо решений Евразийской экономической комиссии, пресечения и предупреждения угрозы возникновения и (или) причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства.

Контрольный закуп осуществляется органом контроля и надзора без предварительного уведомления субъекта контроля и надзора.

Контрольный закуп образцов продукции (товаров) подтверждается документами (фискальный/товарный чек, накладная), подтверждающий факт приобретения образца продукции (товара) и актом закупа продукции (товара) (далее – акт закупа).

В акте закупа указываются:

1) место и дата составления;

2) номер и дата решения руководителя органа контроля и надзора, на основании которого осуществляется контрольный закуп;

3) должности, фамилии, имена и отчества (при его наличии) должностных лиц органа контроля и надзора, осуществляющих контрольный закуп;

4) наименование и место нахождения субъекта (объекта) контроля и надзора, у которого производится контрольный закуп продукции;

5) должность и фамилия, имя, отчество (при его наличии) руководителя или представителя субъекта контроля и надзора;

6) перечень и количество закупленных образцов продукции с указанием производителя, даты производства, серии (номера) партии, общей стоимости образцов;

7) вид упаковки и номер печати (пломбы).

Порядок проведения контрольного закупа включает:

1) основание для принятия решения о проведении контрольного закупа;

2) решение руководителя органа контроля и надзора о проведении контрольного закупа с уведомлением государственного органа, осуществляющего в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов;

3) определение наименования продукции (товара), в отношении которой необходимо проведение контрольного закупа, а также сроков его проведения;

4) проведение испытаний закупленной продукции;

5) оформление результатов проведения контрольного закупа.

Основанием для принятия решения о проведении контрольного закупа является:

1) результаты профилактического контроля без посещения;

2) поступление информации, в том числе поступивший из средств массовой информации и социальных сетей, от государств-членов Евразийского экономического союза и других стран, о выявлении факта выпуска в обращение продукции на ее соответствие требованиям технических регламентов, а также за соблюдением субъектами государственного контроля и надзора в области технического регулирования требований, установленных законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан либо решений Евразийской экономической комиссии;

3) информация государственных органов, физических и юридических лиц о реализации продукции (товара), не соответствующей требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования и технических регламентов.

Порядок осуществления контрольного закупа

Контрольный закуп проводится на объектах оптовой и розничной торговли, а также электронных торговых площадках.

Расходы, связанные с осуществлением контрольного закупа и проведением испытаний закупленной продукции, осуществляются за счет бюджетных средств.

При наличии оснований руководителем территориального подразделения в течение 3 (трех) рабочих дней выносится решение о проведении контрольного закупа (далее – решение) по форме согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.

Должностными лицами органа контроля и надзора в течение двух рабочих дней с момента окончания проведения контрольного закупа направляется уведомление в уполномоченный орган в области правовой статистики и специальных учетов.

Контрольный закуп проводится без предварительного уведомления субъекта контроля и надзора.

Количество (объем) закупаемых образцов продукции (товаров) определяется должностными лицами органа контроля и надзора с учетом требованиям технических регламентов, а также за соблюдением субъектами государственного контроля и надзора в области технического регулирования требований, установленных законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан либо решений Евразийской экономической комиссии.

При необходимости в целях фиксации процесса контрольной закупки при ее проведении применяются фотосъемка, аудио- и видеозапись.

После завершения закупа продукции (товаров) должностное лицо органа контроля и надзора объявляет субъекту контроля и надзора о проведении контрольной закупки и предоставлением руководителю или представителю субъекта (объекта) контроля и надзора (уполномоченному лицу, работнику) служебное удостоверение, копию решения о проведении контрольного закупа на бумажном носителе либо в форме электронного документа и акт закупа.

По итогам контрольного закупа должностным лицом органа контроля и надзора составляется акт закупа в трех экземплярах. Все экземпляры акта закупа подписываются должностным лицом, осуществляющим контрольный закуп, и руководителем либо представителем (уполномоченным лицом, работником) субъекта контроля и надзора.

По одному экземпляру акта закупа остается у субъекта контроля и надзора и должностного лица органа контроля и надзора.

Один экземпляр акта закупа вместе с образцами продукции (товара) по итогам контрольного закупа направляется в испытательную лабораторию, аккредитованную в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках (далее - лаборатория) для проведения испытаний.

В случае отказа от подписания акта закупа в него вносится соответствующая запись и осуществляется видеозапись, фиксирующая факт отказа от подписания акта закупа.

Акт закупа и копия решения о проведении контрольного закупа направляется по юридическому адресу, месту нахождения или фактическому адресу субъекта контроля и надзора письмом с уведомлением о его вручении.

Отказ от подписания акта закупа не является основанием для его непроведения.

Закупленные образцы продукции (товаров) укомплектованы, упакованы и опломбированы (опечатаны) в присутствии представителя или работника субъекта контроля и надзора.

Транспортировка образцов продукции в лабораторию осуществляется органом контроля и надзора самостоятельно или юридическим лицом, или физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя, выбранным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

Для проведения независимого испытания субъект контроля и надзора по своей инициативе хранит на объекте контрольный образец продукции (товара) из той же партии продукции (товара), из которой был отобран образец при проведении контрольного закупа.

Образец должен храниться на объекте в условиях, установленных производителем продукции (товара), в течение необходимого срока для получения результатов контрольного закупа.

Ответственность за принятие решения об оставлении контрольного образца и его хранение несет руководитель субъекта контроля и надзора или уполномоченное им лицо.

Испытания проводятся в соответствии с требованиями межгосударственных нормативных документов и нормативных документов Республики Казахстан, а также применяемых методик исследования (испытания) продукции (товаров).

Сроки проведения испытаний не должны превышать сроки, необходимые для проведения испытаний, установленных нормативной документацией на методы исследования.

Результатом проведения испытания продукции (товара) является выдача протокола испытаний на продукцию (далее – протокол).

Субъекту контроля и надзора в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента получения результатов по итогам проведения испытаний в отношении продукции (товаров), закупленной на объекте в ходе контрольного закупа, направляется копия Протокола для ознакомления.

Результаты контрольного закупа направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам.

Принятие мер при выявлении образцов продукции (товара), не соответствующей установленным требованиям по итогам контрольного закупа и проведенных испытаний.

По результатам контрольного закупа в случае наличия нарушений в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан составляется предписание об устранении выявленных нарушений.

В случае выявления по результатам испытаний продукции (товара) по итогам контрольного закупа, не соответствующей установленным требованиям, должностными лицами органа контроля и надзора принимается решение о незамедлительном применении меры оперативного реагирования в области технического регулирования в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Казахстан.

При проведении контрольного закупа предметом контроля являются требования, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. При этом меры оперативного реагирования применяются только в отношении нарушений требований, установленных в проверочных листах.

Информация о применении мер оперативного реагирования направляется в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов.

Информирование населения и взаимодействие с другими государственными органами, неправительственными организациями

По итогам результатов испытаний образцов продукции (товара) по итогам контрольного закупа в случаях выявления нарушений требований законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования, представляющих опасность для жизни, здоровья человека и среды обитания, органом контроля и надзора формируется и размещается на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа в области технического регулирования.

Информационное взаимодействие уполномоченных органов Республики Казахстан по выявленным нарушениям по итогам контрольного закупа проводится в пределах наделенных полномочий для принятия дальнейших мер по предотвращению угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, а также мер по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности, установленной законами Республики Казахстан.

Обсуждение проекта Приказа продлится до 17 мая 2024 года. Свои комментарии и замечания можно оставлять на портале "Открытые НПА".